Премьер-министр Владимир Путин одобрил проект соглашения о механизме передвижений на территории Украины воинских формирований Черноморского флота России. Речь идет о передвижениях вне мест традиционной дислокации в Севастополе. Еще в январе текущего года проект соглашения был согласован представителями внешнеполитических ведомств двух стран на очередном заседании подкомиссии по вопросам функционирования Черноморского флота.
Путин дал распоряжение российским МИДу и Минобороны провести переговоры с украинской стороной и по достижении договоренности подписать документ.
Не исключено, что документ будет принят уже в июне, на заседании межгосударственной комиссии Медведев — Янукович, полагает источник «Газеты.Ru» в украинском МИДе.
По словам источника в украинском МИДе, согласование проекта договора российским правительством еще не означает, что переговоры по нему завершены. Украина пока оставляет за собой право потребовать изменения некоторых норм данного документа. Однако, скорее всего, согласование обойдется без существенных правок.
Ситуация с Черноморским флотом в Крыму резко обострилась, когда в ответ на выход севастопольской флотилии ВМФ в зону грузино-абхазского конфликта тогдашний президент Украины Виктор Ющенко подписал указ, требовавший от российских военных уведомлять обо всех своих передвижениях. Для того чтобы корабль ЧФ РФ мог покинуть место дислокации, флот должен согласовать это с украинским министерством обороны за 10 рабочих дней.
Выполняя указ президента, в 2008—2009 гг. сотрудники МВД Украины регулярно отлавливали военнослужащих флота вне пределов базы и проверяли у моряков наличие документов, подтверждающих законность их пребывания на территории Украины. После этого моряки депортировались обратно в часть.
Позиция Киева тогда вызвала ожидаемое недоумение российских властей. В ответ на решение Ющенко глава российского МИДа Сергей Лавров заявил, что базовые соглашения между Россией и Украиной не предусматривают никаких ограничений на передвижения кораблей Черноморского флота, их порядок должен быть прописан в дополнительных договоренностях. По словам министра, несмотря на неоднократные предложения с российской стороны обсудить порядок передвижения Черноморского флота, Украина отказывалась рассматривать этот вопрос. Впрочем, сама судьба флота была подвешена, «оранжевые» власти требовали ухода российских кораблей после 2017 года.
После победы в феврале 2010 года на президентских выборах Виктора Януковича судьба флота довольно быстро решилась: Россия и Украина подписали новый договор об аренде, продливший на 25 лет после 2017 года с возможной пролонгацией еще на пять лет, но вопрос с передвижением тогда урегулирован не был.
Сейчас по-прежнему действует указ Ющенко. «Но иногда мы закрываем глаза на нарушение нормативов российской стороной», — отмечает собеседник «Газеты.Ru» в украинском МИДе.
Обязанность уведомлять украинские власти о передвижениях сохраняется и в проекте соглашения, но неудобные для Москвы сроки будут заметно сокращены. Согласно проекту соглашения, все передвижения российских моряков вне мест их дислокации, связанные с учебно-боевой деятельностью на территории Украины, должны быть согласованы с Минобороны Украины через оперативного дежурного военно-морских сил страны. В числе прочего в проекте указано, что передвижения вне места дислокации осуществляются, как правило, в светлое время суток. Оперативный дежурный за 72 часа обязан направить документ о планируемых передвижениях оперативному дежурному ВМС Украины, уточняет «Интерфакс».
«Россияне вовремя информируют нас о перемещениях техники в соответствии с нашими требованиями, а мы их согласовываем», — пояснил «Газете.Ru» предполагаемый механизм глава подкомитета Верховной рады Украины по вопросам военной безопасности и обороны Александр Кузьмук.
Осмотр транспортных средств ЧФ РС и перевозимых грузов должен будет производиться только с участием полномочных представителей командования ЧФ. При этом будет запрещена проверка транспортных средств фельдъегерско-почтовой связи, а также транспортных средств, сопровождаемых вооруженной охраной.