Двум российским правозащитникам, Виктории Громовой из Международного молодежного правозащитного движения и координатору миссии международного наблюдения за соблюдением прав человека в Белоруссии, представителю центра «Демос» Александру Мнацаканяну, предстоит в течение 24 часов покинуть Минск. Въезд в страну для них закрыт как минимум на год, они оба включены в список лиц, чье присутствие в Белоруссии нежелательно.
Громову и Мнацаканяна задержали в белорусском правозащитном центре «Весна» накануне вечером вместе с еще тремя правозащитниками из России — членом президентского совета по правам человека Юрием Джибладзе, коллегой Мнацаканяна по миссии наблюдения Любовью Захаровой и сопредседателем «Мемориала» Ириной Пайкачевой.
Задержание произошло за 15 минут до начала видеоконференции представителя Комитета международного наблюдения Нила Джармана, который должен был выступить с докладом о ситуации с правами человека в Белоруссии после выборов.
Милиция заблокировала офис «Весны», объяснив это тем, что, по поступившей к ним информации, в здание пронесли несколько подозрительных коробок и им надо убедиться, что в них нет взрывчатки. Находившихся в здании правозащитников доставили в Первомайское РУВД для установления личности и проверки оснований пребывания в Белоруссии. По данным агентства «БелаПАН», при задержании присутствовали еще и представители миграционной службы.
Спустя несколько часов, после того как о задержании граждан России было уведомлено российское посольство в Белоруссии, всех задержанных отпустили без составления протоколов. Одновременно с паспортами двоим из них, Громовой и Мнацаканяну, выдали для ознакомления документ, в которой сообщалось, что они включены в список «невъездных» — Громова до 31 марта 2012 года, Мнацаканян до 31 марта 2013 года. Это первый случай, когда высылаемым выдали на руки документ о занесении их в «черные списки».
«Это двусторонний листочек бумаги, с одной стороны на нем написано, что я в списке лиц, которым нежелателен въезд в страну, а с другой – указана статья Уголовного кодекса, под которую я попадаю, - рассказала «Газете.Ru» Громова. – Причины, по которой я не должна находиться в республике, мне не назвали и не сообщили даже, какая силовая структура приняла это решение. Бумага подписана начальном РУВД Первомайского района, который явно не имеет таких полномочий». По словам правозащитницы, закон в республике она ни разу не нарушала, к ответственности не привлекалась. Причину того, что предписание покинуть Белоруссию получили только двое из пяти правозащитников, Громова видит в том, что она в Минске уже не в первый раз, в то время как другие ее коллеги приехали в республику впервые.
В марте 2011 года из Белоруссии выдворили коллегу Мнацаканяна, главу Международной наблюдательной миссии Комитета международного контроля за ситуацией с правами человека в Белоруссии Андрея Юрова. Ему также сообщили, что его фамилия находится в списке людей, которым запрещен въезд в страну, однако на руки никакого документа не дали. В случае нарушения запрета на въезд ему и его высланным коллегам грозит уголовное преследование.
«Это беспрецедентное давление на белорусских и российских правозащитников, — заявил РИА «Новости» член «Весны» Валентин Стефанович. — Беларусь взяла на себя международные обязательства в области прав человека, поэтому данный вопрос не является ее внутренним делом. Думаю, силовая акция властей связана в том числе с тем, что российские правозащитники имеют прямой выход на президента России».
«Весной» милиция интересуется не впервые, это уже четвертый визит сотрудников правоохранительных органов после президентских выборов 19 декабря, напомнил Стефанович: «Ощущается пристальное внимание с их стороны. Они вваливаются безосновательно и беспардонно. Мы расцениваем это как воспрепятствование правозащитной деятельности».
Глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов, комментируя задержание российских правозащитников и своего коллеги Джибладзе, заявил, что этот инцидент — «еще одно подтверждение того, что нам необходимо воссоздать российско-белорусскую правозащитную комиссию при президентском совете по правам человека». Россия и Белоруссия — участники Союзного государства, напомнил Федотов, поэтому «для нас совершенно не безразлично, как в братской Белоруссии соблюдаются права человека». Посягательство на права граждан России совет будет рассматривать как нарушение союзного договора, пригрозил Федотов.