Совет Безопасности ООН не смог выработать единую позицию по вопросу о Сирии, где подавление выступлений оппозиции привело к гибели порядка 400 человек.
Обсуждение сирийского вопроса закончилось на ранней стадии: члены Совбеза не смогли договориться не только о включении в повестку проекта жесткой резолюции, предложенного Великобританией, Германией, Португалией и Францией, но даже и о составлении общего заявления с дежурными призывами к спокойствию и расследованию эксцессов. Любые действия, ведущие к осуждению сирийских властей, были заблокированы усилиями Китая, Ливана и России.
Текст проекта разработанной Францией резолюции призывал к «жестким мерам» в отношении режима Башара Асада. Но предварительные дискуссии, в ходе которых стало понятно, что Китай и Россия не поддержат никаких решительных шагов, заставили западные страны отказаться от идеи ставить на голосование предложенный документ. Вместо этого было решено составить предварительное заявление, которое также осуждало бы Дамаск. Как только слово взял первый зампостпреда России при ООН Александр Панкин, стало ясно, что и этот вариант не пройдет: по уставу требуется не простое большинство, а единогласная поддержка заявления. Повода для вмешательства ООН нет, заявил он.
«Нынешняя ситуация в Сирии, несмотря на обострение и напряженность, не представляет угрозы международному миру и безопасности», — цитирует «Интерфакс» российского дипломата.
Наоборот, «реальную угрозу региональной безопасности (…) могло бы создать вмешательство внешних сил во внутриполитическую ситуацию в Сирии, включая попытки навязывать готовые рецепты или занять чью-либо сторону», предостерег коллег Панкин.
После выступления российского дипломата слово решили взять и остальные члены Совбеза, чтобы не оставлять ощущения недосказанности. Позиция Москвы нашла понимание у другого члена Совбеза, обладающего правом вето, — Китая, который вообще редко дает добро на вмешательство во внутренние дела других государств, памятуя о собственных проблемах с тибетскими и уйгурскими сепаратистами.
К ним присоединился Ливан, внутренняя стабильность которого напрямую зависит от баланса антисирийских и просирийских сил. Постпред Наваф Салям подчеркнул, что его страна поддерживает с Дамаском «особые отношения», что «сердца и разум» всего ливанского народа сейчас с Сирией и что официальный Бейрут приветствует решение Асада отменить режим чрезвычайного положения, действовавший 48 лет.
В итоге члены Совбеза ограничились заявлениями, озвученными каждой страной отдельно. Так, Индия и Китай призвали власти Сирии и оппозицию к политическому диалогу, но не высказали четкого осуждения расстрелов демонстраций. Бразильская делегация назвала стабильность в Сирии «ключевой для стабильности региональной».
Постпред США при ООН Сьюзан Райс, один из главных приверженцев международного вмешательства в Ливии, выступила с заявлением, в котором призвала «международное сообщество ответить на кровавое подавление протестов», не уточняя, впрочем, формат такого отклика. Также Райс обратилась к властям Сирии с требованием прекратить ограничение работы журналистов и гражданских активистов в регионе, чтобы они могли «на месте независимым образом удостовериться в обстоятельствах (случившегося)».
Официальный Дамаск после провала обсуждения заявил, что в состоянии самостоятельно расследовать столкновения. Глава сирийской делегации в ООН Башар Джаафари сообщил, что правительство создает национальную комиссию по расследованию всех обстоятельств, приведших к жертвам среди гражданского населения». Работать она будет «абсолютно прозрачно», пообещал дипломат.
Не добившись действий со стороны Совбеза, 37 стран затребовали созыва внеочередного заседания Совета по правам человека, которое состоится в пятницу в Женеве, для него уже подготовлен проект осуждающей резолюции. Однако у западников нет большинства в 47-местном консультативном органе, в который, как ожидается, 20 мая войдет и сама Сирия по квоте азиатских стран.
Критики Асада держат в запасе возможность введения односторонних санкций против режима. Как дал понять постпред Франции при ООН Жерар Аро еще до заседания Совбеза, «если ничего позитивного не произойдет, Франция наряду с другими (странами) изучит ряд возможностей, нацеленных на оказание давления на сирийский режим, с тем чтобы было покончено с репрессиями и был начат путь к реформам». Несколько стран Евросоюза во главе с Великобританией, Германией и Францией объявили сирийским послам в своих столицах, что готовят «скоординированные усилия» по давлению на Дамаск.
Санкции Евросоюза в отношении Сирии могут быть приняты уже в пятницу. США также обдумывают аналогичные возможные меры.
«Рассматриваются все возможности», — цитирует Al Jazeera официального представителя главы европейской дипломатии баронессы Кэтрин Эштон.
Военные варианты, однако, не рассматриваются. Британский министр обороны Лайам Фокс, отправившийся с визитом в США, заявил во вторник, что никакое военное вмешательство в Сирии по подобию ливийского невозможно из-за «практических ограничений». «Мы будем делать все что сможем, чтобы укрепить ценности, которые разделяют наши страны, но мы не можем делать абсолютно все и постоянно, мы должны признать, что есть практические ограничения нашим возможностям, которые (нельзя преодолеть) при всем желании», — заявил министр после встречи со своим американским коллегой Робертом Гейтсом.