Противостояние сил безопасности и митингующих, вышедших в понедельник на улицы западносирийского города Хомс, завершилось расстрелом мирной демонстрации. Как передает Reuters со ссылкой на очевидцев и представителей гуманитарных организаций, после того как демонстранты отказались подчиниться требованиям очистить одну из центральных площадей — Ас-Саа (Часовую), полицейские открыли по толпе из нескольких сот человек беспорядочный огонь.
С крыш зданий в центре Хомса снайперы спецназа прицельно стреляли по людям. Число убитых и раненых превысило несколько десятков. До этого в ходе ночных стычек полицией были застрелены 8 человек, в воскресенье — еще 17.
«Они стреляют по всему, что движется. Я видел, как люди бежали, а потом в секунду падали на землю, очень много раненых», — цитирует Reuters одного из участников акции. Раненые отказываются обращаться в госпитали — «они опасаются, что там находятся сотрудники служб безопасности». Достоверной информации из Хомса нет: телефонная связь прервана, а работа репортеров ведущих международных информагентств серьезно осложнена по приказу правительства.
Масштабные акции протеста начались в Хомсе в понедельник. На улицы людей вывело сообщение о гибели в заключении одного из племенных старейшин шейха Фараджа Абу Мусы. «Спецслужбы… забрали его неделю назад на выходе из мечети, и он прекрасно себя чувствовал», — цитирует The Arab Times одного из хомских активистов.
По данным AFP, в течение понедельника число митингующих выросло с трех до примерно 20 тысяч человек. «От улицы к улице, от дома к дому мы соберемся и свергнем тебя, Башар», — кричали протестующие, обращаясь к бессменному президенту Башару Асаду, находящемуся у власти, унаследованной от отца Хафеза, уже десять лет. Как пишет египетская газета Al Ahram, протесты реформистских сил «распространились на территорию почти всей страны», а участники демонстраций «ожесточились, все чаще призывая к свержению режима».
«Жители Хомса в ярости. Полиция и власти уже месяц провоцируют бунт вооруженных представителей племен», — приводит Reuters очевидцев событий. По примеру каирской площади Тахрир митингующие установили палатки, пообещав разойтись, только когда будет восстановлена справедливость.
Первые признаки брожения в патерналистском сирийском государстве, где исключительно сильна социальная иерархия и конформизм, а любые проявления несогласия воспринимаются в штыки не только всесильными спецслужбами, но и самим обществом, стали заметны еще в начале года. В середине марта восстания, начавшиеся в бедных аграрных районах вокруг города Деръа, страдающих от земельного голода, вышли на новый уровень. Акции протеста, разные по своей численности, прокатились по всей стране, достигнув к середине апреля друзских областей вокруг Сувейды и курдских районов на северо-востоке страны, а также Дамаска, где на минувшей неделе была расстреляна студенческая демонстрация. В понедельник 500 человек вновь вышли на улицы Деръа, 1,5 тыс. — в Джиср-аш-Шугуре неподалеку от турецкой границы, в Талбиссехе в пригородах Хомса при обстреле похоронной процессии правоохранителями погибли 4 человека, еще 50 были ранены. В качестве ответа был обстрелян армейский патруль, в ходе стычки был убит военнослужащий, 11 его сослуживцев были ранены. Число погибших за последний месяц, по данным Amnesty International, превысило уже 200 человек. По другим данным, жертвами волнений стали не менее 468 человек.
Власти Сирии заявили, что беспорядки в Хомсе достигли масштабов «вооруженного восстания».
«Последние инциденты показывают, что… вооруженные салафистские группировки, особенно в городах Хомс и Баниясе, открыто призвали к вооруженному мятежу», — цитирует сирийское информагентство SANA заявление МВД арабской республики. Исламистов власти объявили ответственными за нападения на солдат, полицейских, государственную и частную собственность, предупредив, что «их террористической деятельности не потерпят». У социалистического режима клана Асадов долгая история противостояния с исламскими фундаменталистами, восстание которых в городе Хомс в 1983 году было подавлено артиллерийским огнем и ценой тысяч жертв. Как передает Al Arabiya, в понедельник МВД обратилось к сирийцам с призывом «ни при каких обстоятельствах не участвовать ни в каких массовых акциях».
Как отметила в беседе с Al Ahram эксперт парижско-бейрутского Арабского реформистского института Басма Кодмани, именно действия спецслужб, которые «должны обеспечивать стабильность режима, являются главной причиной дестабилизации, поскольку их ответ лишь провоцирует народ». В минувшую среду сирийская эмигрантская оппозиция распространила документы, которые, по ее мнению, доказывают, что спецслужбы готовятся и дальше провоцировать беспорядки и, воспользовавшись этим предлогом, физически уничтожить оппонентов режима Асада.
Попытки Асада умиротворить протесты — отставка правительства, обещания масштабных экономических реформ и отмена длившегося 48 лет чрезвычайного положения — пока результатов не принесли.
Однако аналитики видят в происходящем и внешний фактор. Эксперт Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Гумер Исаев заметил «Газете.Ru», что очевидна «попытка раскачать ситуацию в стране». «Ситуация в Сирии была стабильной. Нельзя говорить, что было серьезное недовольство социально-экономической ситуацией в стране. Все волнения начались с окраин, где был совершен ряд провокаций, а затем там, где было всегда спокойно, появились какие-то молодые люди», — заметил он «Газете.Ru». Сирийское правительство указывает на некие «ливанские и иракские элементы». Отношения у официального Дамаска с обоими соседями действительно непростые. Только в 2005 году в Ливане произошла «кедровая революция», антисирийская по своей направленности: к власти в этой многообщинной стране пришли силы, взявшие открытую ориентацию на Запад и на противостояние с радикальным шиитским движением «Хезболлах», которое поддерживается Дамаском. В Ираке же в отсутствие стабильной центральной власти действуют множество самых различных по своей идеологии группировок.