Президенты России и Польши Дмитрий Медведев и Бронислав Комаровский посетили совместные траурные мероприятия по случаю годовщины авиакатастрофы под Смоленском, в которой 10 апреля 2010 года погиб предшественник Комаровского Лех Качиньский, его жена и несколько десятков высших чиновников из гражданских и военных ведомств Польши.
Реплики, сопровождавшие следствие по делу о крушении польского борта № 1, взаимные претензии сторон к ходу расследования обещали сделать встречу и совместные траурные мероприятия натянутыми.
За несколько дней до годовщины авиакатастрофы польская сторона заявила о «неполноте» расследования гибели президентского самолета Международной авиационной комиссией: она пришла к выводу, что причиной падения борта № 1 стала ошибка пилотов, которые приняли решение сажать Ту-154 на аэродром Смоленск-Северный в условиях малой видимости и густого тумана. Брат-близнец погибшего президента Ярослав Качиньский обвинил российские власти в сокрытии деталей расследования. Медведев прокомментировал обвинения сдержанно, подчеркнув, что техническая экспертиза проведена, а «что касается собственно следствия и уголовно-процессуальных аспектов, то следствие продолжается, и оно должно сделать свои выводы, которые должны быть публичными и понятными».
Разногласия российских и польских официальных лиц вносили противоречия как в глобальные темы встречи, так и в каждый протокольный шаг каждой из сторон. Сначала долгие обсуждения (особенно в Польше) вызвал способ транспортировки российских и польских делегаций до Смоленска. Предполагалось, что польская делегация долетит до Брянска, откуда наземным транспортном доедет до Смоленска. Буквально в последний момент Комаровский принял решение все же лететь в Москву, откуда отправился на место трагедии на автомобиле в сопровождении кортежа.
Кремль не строил точных прогнозов насчет маршрутов и говорил, что президент полетит на годовщину, только если будет хорошая погода. На случай туманов, которые стали одной из причин катастрофы польского самолета, для президента готовился альтернативный транспорт.
Последние несколько дней в Смоленске действительно было пасмурно и туманно, и местная администрация готовилась встречать главу государства на железнодорожном вокзале. Но в понедельник внезапно погода наладилась, и российский глава приземлился на том самом аэродроме Смоленск-Северный, куда не долетел Ту-154 Качиньского. Посадка самолета российского президента прошла гладко.
Буквально накануне совместного визита разгорелся дипломатический скандал из-за мемориальной доски, установленной на памятном камне на месте крушения Ту-154. Доска была повешена польской стороной через месяц после трагедии. Текст на польском языке гласил, что 96 поляков погибли в этом лесу «по дороге на памятные мероприятия, посвященные 70-й годовщине советского геноцида в катынском лесу». Этот текст не был согласован с российским МИДом. За неделю до памятных мероприятий польскую доску заменили на другую, с текстом на русском и польском языках, не содержащем упоминания о геноциде. В ответ на возмущение Варшавы по поводу замены российское внешнеполитическое ведомство сообщило, что отправляла текст на согласование польским коллегам и никаких возмущений не получило.
Скандал с текстом памятной доски вызвал вопросы о возможности возложения польской делегацией цветов. Накануне прибытия польской стороны, утром понедельника, польский МИД заявил, что президент Комаровский не будет возлагать цветы к новой доске.
В итоге в совместных мероприятиях доску раздора обошли оба президента, возложив венки к двум березам, срезанными крыльями Ту-154 при падении.
Оба президента предпочли не усугублять неловкость и не комментировали этот скандал, сосредоточившись на планах сооружения памятника на месте гибели Ту-154. Дмитрий Медведев сообщил, что в его установке будут участвовать и Россия, и Польша, Комаровский, в свою очередь, заявил, что текст на будущем памятнике будет готовиться совместно международной группой, «чтобы не получилось таких несогласованных ситуаций».
После траурных мероприятий на аэродроме Смоленск-Северный российский и польский главы отправились к мемориальному комплексу «Катынь», где приняли участие в церемонии, посвященной 61-й годовщине расстрела польских офицеров. В прошлом году, в год 60-летия трагедии, обширная программа была скомкана из-за авиакатастрофы самолета польской делегации. Тогда спустя несколько дней мемориал посетили премьеры обеих стран.
Теперь, возвращаясь год спустя к оценке катынских событий, Медведев напомнил, что российская «позиция уже озвучена и остается прежней». Он заявил о необходимости «довести до завершения передачу соответствующих материалов уголовного дел». Польский президент, в свою очередь, назвал рассекречивание всех архивов «логичным завершением» расследования.
«Необходимо во имя будущего наших стран перевернуть эту страницу, но так, чтобы она осталась в памяти и россиян, и поляков», — прокомментировал разногласия Медведев. «Польша также желает закрыть главу, посвященную этому вопросу. Но, чтобы эту главу закрыть, надо дочитать ее до конца», — ответил ему Комаровский.
Дальнейшие траурные мероприятия президенты провели на российской и польской части мемориального комплекса. Эта часть церемонии прошла тихо. Президенты больше к прессе не выходили.