Победителем первого тура президентских выборов в Перу, прошедшего в воскресенье, стал отставной офицер Ольянта Умала, возглавляющий левую Националистическую партию. Пока ЦИК этой латиноамериканской страны подсчитал лишь 43% поданных бюллетеней, и, по последним данным, Умала набирает 27% голосов. На втором месте держится бывший министр финансов либерал Педро Пабло Кусински с 23,6% голосов. За ним следует дочь президента в 1990–2000 годах Альберто Фухимори Кейко, набравшая 21,8% голосов.
Поскольку подсчет голосов продолжается, наблюдатели не исключают, что Кейко Фухимори сможет опередить соперника и встретиться с Умалой во втором туре выборов, который состоится 5 июня.
Расклад голосов может поменяться в силу того, что еще не поступили данные из труднодоступных районов горных провинций, где позиции зажиточного банкира Кусински совсем не сильны. К тому же экзит-полы пророчили второе место именно Фухимори, так что до объявления официальных результатов все участники гонки пока держат паузу. ЦИК подведет итог выборов в ночь на вторник по московскому времени.
Успех 47-летнего отставного подполковника Умала стал неожиданностью этого избирательного цикла. Основатель популистской Националистической партии, он открыто восхищался в ходе кампании венесуэльским президентом и борцом с «американским империализмом» Уго Чавесом. С Чавесом Умала давно поддерживает дружеские отношения. Как и этот латиноамериканский лидер, кандидат в президенты Перу анонсировал обширную левую программу.
Умала готов на 20% поднять минимальную заработную плату, расширить возможности для кредитования малоимущих, а также принудить горнодобывающие компании платить больше налогов, а газовые компании – продавать топливо внутри страны, а не за рубеж, и по низким ценам. Он не новичок в перуанской политике, но до конца марта на его участие во втором туре выборов мало кто рассчитывал: первые строчки рейтингов занимали другие кандидаты, причем не только Кусински и Фухимори, но и экс-президент Алехандро Толедо, и бывший мэр Лимы Луис Кастаньеда, относящиеся к центристскому лагерю.
Выигрыш Умалы в очередной раз подтвердил растущее разочарование перуанцев в традиционном политическом истеблишменте. На прошлых выборах он также победил в первом туре, но во втором проиграл нынешнему президенту Алану Гарсие, набрав лишь 47% голосов.
«Умала – самый левый политик, Фухимори – самая правая, но оба они представляют авторитарные модели», — заявил AFP эксперт группы по исследованиям общественного мнения Католического университета Лимы Луис Бенавенте. Политолог из американского Университета Джорджа Мейсона Джо-Мэри Берт подтверждает, что нынешние выборы лишь в очередной раз показывают, насколько «на самом деле слаба политическая система» в Перу. Несмотря на впечатляющий экономический рост (8,8% в 2010 году), более трети перуанцев по-прежнему живут ниже черты бедности. Выход на передний план таких популистских политиков, как Умала и Фухимори, по словам Бенавенте, подтверждает тенденцию к поляризации электората в Перу. Как заявил лауреат Нобелевской премии по литературе Марио Варгас Льоса, проигравший президентские выборы в 1990 году Альберто Фухимори, выбор между Умалой и дочерью экс-президента будет «катастрофой». Еще два года назад выбор между ними он называл «выбором между СПИДом и раком в терминальной стадии».
И Умала, и Фухимори используют откровенно популистскую риторику, причем дочь экс-президента и бывшая член парламента выступает заодно как правдоискательница, защищающая доброе имя своего отца, отбывающего тюремный срок по обвинению в нарушении прав человека — причастности к гибели 25 оппозиционеров в годы своего правления. Официальные обвинения, которые были выдвинуты против Альберто Фухимори, — незаконное прослушивание и незаконное лишение свободы. В 2007 году арестованный в Чили по запросу официальной Лимы бывший президент был приговорен к 6 годам тюремного заключения, но, несмотря на это, еще три года назад две трети жителей Перу вспоминали времена его правления с ностальгией, с благодарностью говоря о «твердой руке», которая остановила гиперинфляцию и пресекла деятельность леваков-повстанцев из группировки «Сияющий путь». В их подавлении участвовал и Умала, который, как считают его противники, не гнушался в борьбе с боевиками попирать все возможные права и свободы.
В отличие от предыдущих выборов, когда Умала во всем копировал Чавеса, даже одеваясь в красную «революционную» рубашку, на этот раз политик рассчитывает и на поддержку достаточно консервативных городских избирателей, поэтому носит обычную костюмную пару.
Он постарался и на словах отдалиться от харизматичного венесуэльского лидера, недавно назвавшего Умалу «хорошим солдатом». «Я не нуждаюсь в том, чтобы он говорил, хороший я солдат или нет», — заявил на одном из предвыборных митингов политик. «Я не как Чавес: венесуэльская модель неприменима в Перу», — сказал он по другому случаю.
Как отмечает один из его советников по кампании бразилец Луиш Фавр, в ходе этой гонки Умала сделал упор не на своих социальных обещаниях, а на создании образа честного политика, которому перуанцы могли бы доверять. Несмотря на это, индексы перуанской биржи и курс национальной валюты — нового соля – падали в прямой зависимости от роста рейтинга Умалы.
Поддержка со стороны не только традиционно левого электората жизненно необходима левому популисту. По последним опросам общественного мнения, пока он проигрывает во втором туре всем без исключения лидирующим кандидатам. Кусински долгое время не считался самым сильным среди них, но его обещания «прыжка в современность» вкупе с авторитетностью бывшего министра финансов и экономики снискали ему значительную поддержку среди горожан с хорошим достатком и образованием и (несмотря на свои 72 года) у молодежи, у которой он получил прозвище ППК. При этом, отмечают наблюдатели, и Фухимори, и Кусински имеют худшие шансы на победу во втором туре, чем могли бы иметь центристы Толедо и Кастаньеда, выйди они в финал президентской гонки.