На расширенном заседании Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев объявил, что поручил Министерству обороны создать несколько крупных авиабаз. «С учетом дислокации войск, они будут расположены на основных стратегических направлениях», — объявил президент.
В отличие от аэродрома, авиабаза может обслуживать разнотипную технику. База может быть создана на базе нескольких аэродромов, но может состоять и только из одного крупного. Сколько баз останется в стране, глава государства не уточнил.
Пока таких укрупненных авиабаз немного. Например, на аэродроме Домна (412-я авиабаза) в Забайкальском крае, где раньше базировался один истребительный полк, сейчас размещено около сотни единиц техники — истребители, штурмовики, ударные и транспортные вертолеты, составлявшие раньше шесть эскадрилий. Скученность техники делает невозможным быстрый подъем в воздух и, по жалобам тыловых служб, серьезно затрудняет обеспечение базы.
Переход Военно-воздушных сил на «базовую» систему был анонсирован осенью 2008 года. Тогда же были объявлены ключевые параметры нового облика ВВС, в том числе отказ от основных звеньев военной машины еще советского типа – авиационных дивизий и полков. Авиаполки и дивизии планировали заменить 55 авиабазами, на которых будут базироваться эскадрильи.
Одновременно планировали сократить и количество авиачастей. Из 340 частей реформаторы намерены были сохранить лишь180. Позже, 1 декабря 2009 года, в рамках того же реформирования были ликвидированы и армии ВВС и ПВО, вместо которых создали четыре так называемых Командования ВВС и ПВО.
Взамен военных округов планировали создать четыре оперативно-стратегических командования – «Запад», «Юг», «Центр» и «Восток», потом их решили назвать округами. И абсолютно все воинские части в границах регионов – сухопутные, военно-морские, авиационные, зенитно-ракетные и др. – должны были быть сведены к единому управлению. Как заявил в июне 2009 года начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров, «для того чтобы командовать всеми этими силами и средствами, нужен один командир, а не несколько, как было раньше. И этим человеком станет командующий ОСК на стратегическом направлении».
Подобную реформу военной авиации пытались провести еще в СССР в 1978–1986 годах. Тогда тоже решили создать четыре стратегических направления, а силы ПВО и авиацию переподчинить округам. В1986 году её признали провальной.
Следующую масштабную реформу в этой сфере провели в 1998 году, объединив ПВО с ВВС, а в 2003 году в состав ВВС влили армейскую авиацию сухопутных войск. Но дальнейшая практика (в том числе война с Грузией) поставила под сомнение успешность и этой реформы.
Тогда же, в 2009 году, начальник Генштаба намекнул на истинные мотивы перехода ВВС к новой системе: на содержание авиации в прежнем виде нет средств. По словам Макарова, на эксплуатацию каждого из 245 аэродромов ВВС (данные на 2009 год) требуется как минимум миллиард рублей. На объединении авиабаз можно будет сэкономить. Причем о 55 авиабазах для российских ВВС речи уже не шло, Макаров назвал другие цифры: восемь-десять военно-воздушных баз и две для военно-морской авиации. Военных аэродромов запланировано оставить лишь 27.
Пока баз больше, чем начальник Генштаба планировал два года назад: по открытым источникам можно насчитать 31 авиабазу в составе 1-го, 2-го, 3-го и 4-го Командований ВВС и ПВО, две у Дальней авиации и четыре у Военно-транспортной авиации. По другим же источникам, у ВВС РФ 60 авиабаз.
Еще в 2000 году эксперты обращали внимание, что большинство российских военных аэродромов были построены в 1950–1970-х годах и 40% нуждается в срочном капремонте. Свыше 60% в аварийном состоянии – через пять лет их уже нельзя будет эксплуатировать.
«Одними лишь созданиями баз, укрупнениями авиации проблемы ВВС не решить, — сказал «Газете.Ru» старший научный сотрудник Института экономики переходного периода, кандидат военных наук Василий Зацепин. – Дело же вовсе не в базах, а в новой авиатехнике, которой нет».
С ним согласен руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок: «Меня удивляет суета вокруг баз. За последние 20 лет у нас появился всего лишь один новый самолет, а нам сейчас нужны хотя бы два-три новых самолета. Все, что мы имеем, – это лишь модернизация техники старого советского образца. Да и та поставляется в войска единичными экземплярами. Даже самые лучшие базы без самолетов не играют никакой роли».