Днем понедельника в столице Ингушетии Назрани и Верхне-Алкунском районе республики началась масштабная спецоперация против боевиков, сообщил Национальный антитеррористический комитет. «В результате точечного удара ВВС и наземной операции уничтожена база боевиков, на которой готовили террористов-смертников, в том числе для терактов на территориях Северной Осетии и Ингушетии», — заявили в НАК.
За день были убиты 17 человек, еще двое задержаны. По версии НАК, задержанные находились в розыске по обвинению в подготовке взрыва в аэропорту Домодедово.
Взрыв в зале прилетов Домодедово произошел 24 января 2011 года, погибли 37 человек, более сотни пострадали. В начале января стало известно, что смертником был 20-летний Магомед Евлоев из ингушского села Али-Юрт. Вскоре были арестованы его сестра Фатима и еще несколько человек. По информации «Газеты.Ru», Фатима была замужем за убитым за несколько месяцев до этого боевиком и на теракт могла решиться из мести. Другие возможные организаторы могли пострадать во время серьезной зачистки в Али-Юрте в 2007 году, когда многие жители села были жестоко избиты в ходе спецоперации.
Одного из убитых боевиков НАК назвал Асланом Цечоевым. Следствие утверждает, что он снабжал боевиков лекарствами и едой. Задержанных зовут Ислам и Илес Яндиевы, они помогали террористу-смертнику добраться до Домодедово, сообщил источник в правоохранительных органах Северокавказского федерального округа.
До сих пор фамилия Яндиевых только один раз упоминалась в связи с терактом, однако с другим именем: 9 февраля 2011 года появилась информация о том, что в розыск объявлен некий Тимур Яндиев, земляк взорвавшегося в Домодедово Магомеда Евлоева. Тот Яндиев, как и Евлоев, ушел из дома за несколько месяцев до взрыва. Человек по имени Аслан Цечоев в прошлом году обращался к президенту Ингушетии Юнус-Беку Евкурову с просьбой расследовать убийство его брата Гилани, которое произошло в станице Орджоникидзевская 24 июня 2010 года. В своем письме Цечоев намекает на причастность к убийству Гилани сотрудников правоохранительных органов.
Обе эти фамилии незнакомы ингушским правозащитникам Вахе Чапанову и Мусе Плиеву. «У нас происходит так много похищений и задержаний, что сразу невозможно понять, кто это», — пояснил «Газете.Ru» Чапанов. По словам правозащитника, о спецоперации, проведенной в понедельник в Назрани, жители города узнали из сообщений СМИ: никакой стрельбы в городе слышно не было. Поехать в Верхний Алкун Чапанов, по его словам, даже не пытался: в населенные пункты во время спецопераций никого не пускают. Плиев также не знал о том, что в республике идет такая масштабная, с привлечением авиации, спецоперация.
Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров до завершения спецоперации отказался говорить «Газете.Ru» о личностях задержанных Яндиевых и убитого Цечоева и не смог вспомнить его обращения. Он сообщил только, что боевики, по его данным, планировали диверсии против местных властей, силовиков и гражданского населения. Как уточнил Евкуров, спецоперация по ликвидации группы продлится еще два-три дня, в ней заняты около 200 сотрудников правоохранительных органов.