В Госдуму внесен законопроект «О закупках товаров, работ, услуг государственными корпорациями (компаниями), субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса». Автором законопроекта стал депутат от «Единой России», глава комитета по земельным отношениям Госдумы Мартин Шаккум.
До сих пор закупки госкорпораций и естественных монополий, в частности «Газпрома», не были публичным достоянием и не появлялись на едином сайте госзакупок, как заявки органов власти.
Согласно тексту нового законопроекта, теперь госкорпорации и другие структуры, которые попали под действие документа, будут обязаны публиковать всю информацию о тендерах на официальном сайте (каком именно — законопроект не регулирует) не менее чем за двадцать дней. Устанавливается минимум информации о тендере для публикации: положения о закупках, извещения о проведении открытых торгов, документация о закупках, изменения, разъяснения, протоколы.
Конкретный единый порядок осуществления закупок законопроект не устанавливает, определяя только «общие принципы» и «правовую основу» их ведения.
Участвовать в закупках госкорпораций смогут не только юрлица, но и индивидуальные предприниматели и группы индивидуальных предпринимателей. При этом информация о тендерах, стоимость которых составляет менее 100 000 рублей, публиковаться на официальном сайте не будет.
Правительство России к тому же сможет «при необходимости» определять конкретные закупки, сведения о которых не составляют государственную тайну, но информация о которых не подлежит размещению на официальном сайте.
Аналогичным образом могут быть скрыты конкретные заказчики и перечни товаров и услуг, о которых госкорпорации не будут отчитываться. По каким критериям эти сведения будут закрыты и что такое «в случае необходимости» — неясно.
«В закон закладывается основной инструмент для борьбы с коррупцией в этой сфере закупок госкомпаниями — гласность, — настаивает его автор Шаккум.
«Это не просто коррупционная возможность, это примерно то же самое, что отдать несколько метров государственной границы частному лицу безо всякой проверки, — пусть делает, мол, что хочет, — ехидно прокомментировал данный пункт «Газете.Ru» депутат Госдумы от «Справедливой России» Олег Шеин. — Этот пункт, прописанный правительством, прямо обратен принципам финансовой прозрачности, которые декларирует президент Дмитрий Медведев. Я с уважением отношусь к Мартину Люциановичу Шаккуму, но данная статья подразумевает, что кто находится у власти, тот и будет распоряжаться прибылью».
По мнению Шеина, данный пункт сводит все остальные статьи закона практически на нет, так как самые интересные для общественности и потенциально коррупционноемкие тендеры публиковаться благодаря закону не будут.
«Дьявол кроется в нюансах, — возражает эксперт в сфере госзакупок Иван Бегтин. — Все, что предлагается, пока сводится к публикации информации для поставщиков, но при этом никак не регламентируется общественный контроль, необходимость в котором очевидна. Главное — это нюансы».
«Этот законопроект долго обсуждался в правительстве, и это первый шаг, чтобы установить прозрачность в данной сфере», — сказал «Газете.Ru» начальник управления ФАС по контролю за размещением госзаказа Михаил Евраев.
Источник близкий к правительству, утверждает, что документ на самом деле разрабатывался в правительстве и стал компромиссным вариантом для ФАС и Минэкономразвития.
«По моей информации, данный законопроект не является компромиссным и не имеет перспектив на принятие, — заявил, в свою очередь, «Газете.Ru» автор проекта «Роспил» Алексей Навальный. — Насколько я знаю, в правительстве принято принципиальное решение, что 94-й закон останется и просто будут вноситься в него дополнения и поправки».