С самого утра депутаты Госдумы обсуждали ситуацию в Ливии и свое мнение по этому поводу. О том, с какими затруднениями столкнулись парламентарии, «Газета.Ru» рассказывала накануне. В результате заявление Госдумы, принадлежащее перу председателя комитета Госдумы Константина Косачева, сумело объединить противоположные позиции Владимира Путина и Дмитрия Медведева в одном документе.
Текст теперь содержит двойное несогласие России с действиями обеих сторон конфликта – и Каддафи, и западной коалиции.
«Мы выражаем несогласие с тем, как стремится навести порядок в стране действующая власть, так как методы Каддафи отличаются жестокостью и привели к многочисленным жертвам», – сказал Косачев, выступая перед депутатами Госдумы и напоминая им, что действия Каддафи и его сторонников уже стали предметом международного расследования по подозрению в совершении множества уголовных преступлений. «Но мы столь же отчетливо и сильно выражаем несогласие с тем, как пытается навести порядок в Ливии так называемая коалиция. Изначально цель резолюции № 1973 была защитить гражданское население в стране… Но мы видим, что идут удары по объектам, не имеющим прямого отношения к режиму бесполетной зоны, и есть ощущение, что страны коалиции головы злоупотребить резолюцией, оказать содействие силам сопротивления правящему режиму и вмешаться во внутренние дела Ливии», – возмутился Косачев.
Заявление в итоге призывает к немедленному прекращению огня в Ливии всеми сторонами, осуждает неизбирательное применение военной силы союзниками и напоминает МИДу о необходимости позаботиться о гражданах России в Ливии вплоть до эвакуации. Наконец, по мнению Госдумы, президенту Дмитрию Медведеву следует проследить через своих представителей в ООН, чтобы выполнение резолюции соответствовало нормам международного права и уставу ООН.
«Мы не поняли: так в чем все-таки заключается наша позиция?» – ехидно спросил у Косачева депутат от КПРФ Анатолий Локоть, назвавший документ воплощением «искусства усидеть на двух стульях».
На этот вопрос в ходе обсуждения заявления Косачеву пришлось отвечать еще несколько раз. «Судьбу Ливии должен определять ее народ», – неизменно говорил глава международного комитета, добавляя при этом, что Россия должна стать посредником при переговорах западного сообщества с Каддафи. Депутат объяснил, что России следует и сохранить отношения с Западом, и не потерять в результате ливийского конфликта арабских союзников.
«Я понимаю, что вы запутались с двумя башнями Кремля, но почему в итоге страдает международный престиж России?» – ехидничал первый зампред международного комитета, коммунист Леонид Калашников. По мнению коммуниста, из проекта резолюции № 1973 было изначально понятно, что это санкция на бомбардировку, и России не стоит «изображать невинность».
В связи с этим КПРФ предложила поправку в текст заявления с осуждением действий международного сообщества в отношении Ливии. Поправка благополучно провалилась.
Член «Справедливой России» Семен Багдасаров требовал, в свою очередь, разобраться, кто на самом деле стоит за восстанием в Ливии, перечислив террористические исламские группировки, имеющие, по словам депутата, самое прямое отношение к вооруженному восстанию. Багдасаров вспомнил, что противников Каддафи поддержал один из видных членов «Аль-Каиды» (организация запрещена в России) в видеообращении в интернете. Этим депутат обосновывал необходимость послать в Ливию международную комиссию и предложил соответствующую поправку в текст. Она тоже не прошла. Косачев заметил, что в Ливии и так уже есть спецпредставитель ООН.
Вице-спикер от ЛДПР Владимир Жириновский вступился за уволенного российского посла в Ливии Владимира Чамова, который, по неподтвержденным сведениям, поддержал Каддафи.
«Вы сами попробуйте поживите в этом азиатском аду. Если бы он, находясь в Ливии, высказал бы свое согласие с позицией России в Совбезе ООН, МИД бы его сейчас по кусочкам оттуда получил», – защитил Жириновский уволенного посла.
Косачев не стал особо возражать Жириновскому, отметив только, что Ливия находится не в Азии, а в Африке.
«Если бы 17 марта мы использовали право вето, мы бы использовали его не против коалиции, а против главной цели резолюции – защитить гражданское население Ливии, использовали бы его против позиции Лиги арабских государств – и остались бы с этим вето на руках. Я уверен, что поведение России в данном вопросе войдет в будущие учебники по истории дипломатии», – защищал позицию России в ООН Косачев.
Заявление по Ливии было поддержано депутатами Госдумы при 341 голосе «за» и ни одном «против». Воздержался от голосования всего один депутат.