О возбуждении уголовного дела в отношении второго президента Украины Леонида Кучмы (он возглавлял в страну с 1994-го по 2005 год) сообщили вечером понедельника украинские информационные агентства со ссылкой на источники, близкие к генеральной прокуратуре Украины. В самой генпрокуратуре пока отказываются официально подтверждать эту информацию, но и не опровергают сведения об уголовном деле в отношении экс-президента.
Одновременно стало известно о готовящейся пресс-конференции заместителя генпрокурора Рената Кузьмина, курирующего расследование особо важных преступлений: именно он, по данным источников, принял решение о возбуждении уголовного дела. Детали своего резонансного решения Ренат Кузьмин расскажет журналистам в полдень вторника.
По неофициальной информации, в деле экс-президент фигурирует в качестве подозреваемого, но официальное обвинение ему еще не предъявлено. Известно также, что генпрокуратура приняла меры для предотвращения побега бывшего главы государства: в госпогранслужбу поступило указание запретить Леониду Кучме выезд за пределы Украины.
Уголовное преследование Кучмы ведется в рамках расследования убийства Георгия Гонгадзе. Оппозиционный журналист, критиковавший тогдашнего президента Кучму, пропал без вести 16 сентября 2000 года, а спустя два месяца были обнародованы так называемые пленки Мельниченко — аудиозаписи разговоров, якобы тайно сделанные в президентском кабинете майором госохраны Николаем Мельниченко.
На одной из этих записей человек с голосом, очень похожим на голос Кучмы, приказывает тогдашнему главе МВД Юрию Кравченко разобраться с неугодным журналистом, а спустя несколько дней Кравченко якобы докладывает главе государства об успешно выполненной работе. С 2000 года пленки Мельниченко стали главным козырем тогдашней оппозиции, а затем «оранжевой» власти, обвинявшей Кучмы в причастности к убийству.
Записи неоднократно исследовались зарубежными и украинскими экспертами, но каждый раз оказывалось, что какие-то процедурные формальности мешают прокуратуре возбудить дело на их основании.
Сегодня же у следствия появилась возможность привлечь «пленки Мельниченко» к делу в качестве официального доказательства. В 2010 году генпрокуратура завершила очередную официальную экспертизу записей, которая подтвердила подлинность голосов Кучмы, Кравченко и тогдашнего главы президентской администрации, а ныне спикера Верховной рады Владимира Литвина.
Впрочем, аудиозаписи нельзя назвать однозначным и убедительным доказательством вины Кучмы. «Эксперт говорит, что голоса на пленках принадлежат Кучме и Литвину, но он не может дать категорического ответа, подвергались ли монтажу эти пленки», — пояснил киевский адвокат Олег Мусиенко, знакомый с результатами фоноскопической экспертизы. Другая сложность для следствия в том, что экс-президент в беседе с главой МВД не употреблял слово «убить», ограничившись расплывчатыми приказаниями, к примеру, «отдать этого грузина чеченам».
Главным же свидетельством в деле Кучмы, судя по всему, должны стать показания единственного свидетеля, сотрудничающего со следствием. Речь идет о непосредственном организаторе убийства, бывшем генерале МВД Алексее Пукаче, который шесть лет скрывался от следствия и был задержан в 2009 году. Следствие по делу Пукача уже завершено, он признался в совершении убийства и ожидает начала суда.
Информацию о том, что Пукач ранее дал свидетельские показания о возможной причастности Кучмы к заказу этого убийства, подтверждает Валентина Теличенко, адвокат Мирославы Гонгадзе, вдовы погибшего журналиста. «Следствие собрало достаточно информации, чтобы можно было принимать постановление о возбуждении уголовного дела в отношении Леонида Кучмы», — считает она.
Впрочем, Пукач признается, что никогда не встречался лично с Кучмой и знает о его причастности к делу только со слов Юрия Кравченко. В частности, глава МВД в присутствии своего подчиненного якобы обсуждал с президентом по телефону вопрос устранения Гонгадзе. Проверить эту информацию не представляется возможным: Юрий Кравченко погиб в начале 2005 года, по официальным данным, покончив с собой двумя выстрелами в голову.
Леонид Кучма пока не комментировал информацию о возбуждении уголовного дело в отношении него, но ранее давал понять, что не исключает такой возможности. «Будут искать, как говорят, политическую волю, чтобы ответить, кто ж давал команду Кравченко. Я уверен, что на кого-то решат указать пальцем, кого-то назначат (виновным)», — заявил он в октябре 2010 года. Историю с убийством Гонгадзе и обнародованием пленок Мельниченко Кучма списывает на результат работы неких иностранных спецслужб: «Это международная провокация, чтобы Украину скомпрометировать. Пять лет ни мне жить не давали, ни Украине».