Партия «Единая Россия» лидирует на выборах в региональные собрания 12 регионов, однако нынешние результаты единороссов значительно уступают показателям думских выборов 2007 года. Так, в Коми ЕР уступила сама себе почти 16% (41,7% против 57,4% 2007 года), в Кировской отставание от думских выборов составило почти 19% (36,7% против 55,4%), в Курской – 18%, в Нижегородской – 17,6% (43% против 60,6%), в Оренбургской – 18,8% (41,5% против 60,3%), в Тверской – почти 20% (39,8 против 59,7%), в ХМАО – 22% (44% против 66%). Исключением оказалась Тамбовская область, отметил политолог Михаил Тульский: регион продемонстрировал 12-процентный рост по сравнению с думской кампанией 2007 года.
В ходе нынешней кампании единороссы в двух регионах – Тверской и Кировской областях — не получили и 40% голосов, в четырех – не дотянули до 50% (в Нижегородской, Калининградской, Курской, Оренбургской областях и ХМАО), в двух регионах – Коми и Адыгее — еле-еле перешли отметку в 50%, и только в трех – Дагестане, Тамбовской области и Чукотском АО – получили результат на уровне региональных кампаний прошлого и позапрошлого годов – 66%, 65% и 71% голосов соответственно.
К чему бы это?
Снижение результата единороссов очевидно, констатируют эксперты «Газеты.Ru». «И на этом фоне мы видим, что все, что власти смогли противопоставить, – черный пиар и массовые фальсификации», — отмечает Тульский. Нынешняя кампания показала, что зона массовых фальсификаций, в которую прежде входили кавказские регионы, распространяется: в нее теперь входят Тамбовская область и Чукотка, где отмечена неправдоподобная 90-процентная явка, говорящая об активном использовании административного ресурса, и очень высокий результат ЕР. Тамбовская область в зону фальсификаций вошла два года назад, говорит Тульский. Реальный результат партии в этом регионе эксперт оценивает в 40–45%, соответственно, 20–25% составляют приписки.
Самый правдоподобный результат ЕР в Твери – около 40%, считает Тульский. Здесь же зафиксирована самая правдоподобная явка – почти 33% избирателей.
В Кировской области результат ЕР также правдоподобен, согласен Тульский, но нельзя сказать, чтобы губернатор Никита Белых не пытался использовать административный ресурс. «Он и «Единую Россию» поддерживал, и административный ресурс пытался использовать, но у новых губернаторов он, как правило, еще не выстроен», — пояснил эксперт. Популярность новых губернаторов-назначенцев зачастую также не такова, чтобы новые главы регионов могли оказать помощь партии, отметил Тульский.
Для «Единой России» настало время задуматься и попробовать кардинально изменить повестку дня,
подводит итоги выборов директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.
Основные проблемы кампании – зачистка партийного поля, в силу чего некому перехватывать протестные голоса, непопулярность назначенных губернаторов, которые не имеют опыт публичной политики. «Единороссы гордо говорят, что они отказались от практики «паровозов». Ну так они отказались не потому, что это неэтично, а потому что настоящие «паровозы» кончились», — считает политолог. Партия перестала быть нужной, констатирует Минченко: истории с Алексеем Навальным и Анастасией Волочковой показали, что поддерживать ЕР «стало как-то стыдно». Исчерпана и «стабилизаторская» повестка, особенно на фоне роста цен на продукты и на тарифы ЖКХ.
Наконец, перестал работать и «фактор Путина»: хотя премьер проехался по предвыборным регионам, эффекта это не дало.
«В связи с этим большой вопрос по поводу парламентской кампании, насколько образ премьера будет сам по себе эффективным. Или все-таки нужна новая идеология», — сомневается эксперт.
В понедельник Владимир Путин сказал, что решение о руководстве списком ЕР на думских выборах 2011 года еще не принял. Если премьер возглавит список ЕР, идеологи партии наверняка удержатся от «чернухи», активно использовавшейся в ходе нынешней кампании, считает Тульский. В таком случае «чернуху» заменят только фальсификации, не сомневается эксперт: вместо 7–8%, которые единороссам приписывали на думских выборах 2007 года, теперь, чтобы обеспечить те же 60–65% голосов, придется приписывать уже 20–25%, отмечает собеседник «Газеты.Ru». На таких масштабных приписках невозможно существовать много лет, если результаты выборов будут кардинально расходиться с ожиданиями людей, может произойти революция, как в Египте или Тунисе.
Пока «под толстым слоем шоколада» в выборах еще есть правда, и у людей нет причин браться за оружие, говорит независимый политолог Дмитрий Орешкин. «Но у властей явно просматривается линия на расширение зоны масштабных фальсификаций на всю страну», — считает Тульский.
Города берет
Нынешняя кампания включала в себя более 3 тыс. выборов различного уровня. В 10 региональных центрах — Саратове, Кемерово, Калининграде, Орле, Владимире, Петрозаводске (Карелия), Сыктывкаре (Коми), Ханты-Мансийске, Перми и Ставрополе – выбирали городские парламенты. Во всех этих городах большинство голосов также получили единороссы. Единственным успехом оппозиции на этих выборах можно считать почти равный финиш ЕР и КПРФ во Владимире (36,5% против 34,5%).
На счету коммунистов есть один новый мэр — в Первоуральске Свердловской области избран выдвиженец КПРФ Юрий Переверзев. По предварительным данным, он получил 40,9% голосов, а кандидат от «Единой России» Николай Фуртаев — 33,12% голосов. В двух из трех городских округов Новосибирской области кандидаты в мэры от ЕР выяснят отношения с оппонентами во вторых турах. В Бердске с единороссом Владимиром Штопом (42,6% в первом туре) конкурирует коммунист Илья Потапов (30,8%), в городе Обь единороссу Александру Лихтенфельду (28,9%) оппонирует справоросс Андрей Нешин.
Справороссы победили на выборах в Кирово-Чепецкую городскую думу (Кировская область), получив 11 из 21 мандата.
В некоторые районные и областные заксобрания избрались крупные бизнесмены: владелец Национального резервного банка Александр Лебедев получил мандат депутата Слободского райсовета, а генеральный директор «Инвестиционно-финансовой компании «Метрополь» Михаил Слипенчук выиграл дополнительные выборы депутата совета депутатов муниципального образования «Еравнинский район» по Исингинскому округу № 13 в Бурятии.
Эти люди явно хотят в Совет федерации (новая система избрания сенаторов требует, чтобы выдвиженцы регионов имели выборную должность), считает Тульский. «Статус депутата не только районного, но и областного заксобрания не дает никаких рычагов для развития собственного бизнеса. Впрочем, статус депутата Госдумы и сенатора сейчас тоже не дает таких рычагов», — пояснил политолог.
Нарушители вокруг всех
Оппозиция еще в ходе избирательной кампании заявляла о множестве нарушений, единороссы отвечали тем же. Эксперты называли нынешнюю кампанию одной из самых грязных за все последние годы: в регионах подкупали избирателей, распространяли компромат на конкурентов, печатали подметные газеты и даже фальшивые агитационные материалы от имени партий — участниц кампании. День голосования на этот раз также был отмечен множеством нарушений: в ЦИК поступило 90 жалоб, это немного, однако партии, включая «Единую Россию», говорят о многочисленных нарушениях.
Начальник центра обеспечения охраны общественного порядка МВД РФ Виктор Подколзин сообщил журналистам, что в Саратове и Калининградской областях выявлены случаи вбросов бюллетеней.
Единоросс Татьяна Воронова сообщила об «имитации попыток вброса бюллетеней» якобы в пользу ЕР, а также о провокационных звонках избирателям с предложением голосовать за кандидатов ЕР в ночь накануне выборов.
«Эсеры» не исключили, что не признают результатов выборов в Нижегородской области, а коммунисты в числе регионов с самым большим числом нарушений назвали Саратовскую, Калининградскую области и Дагестан. Депутат Госдумы от КПРФ Рашкин обнаружил в Саратове настоящие фабрики по изготовлению фальшивых бюллетеней, одна из которых находилась в здании детского сада, рассказали партийцы на пресс-конференции в понедельник. Полиция на сигнал депутата не отреагировала, а пожарные отказались выезжать по указанному адресу даже после того, как из окон «фабрики» повалил дым.
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский в числе регионов — чемпионов по нарушениям также отметил Саратовскую, Оренбургскую, Курскую и Тверскую области. Оппозиция, как и единороссы, обещает не оставить нарушения без последствий, но о форме их обжалования никто пока не говорит.
«ГОЛОС» становится тише
С беспрецедентным давлением в нынешнюю кампанию столкнулись наблюдатели за выборами, в частности, ассоциация «ГОЛОС». До выборов в Оренбурге от имени «ГОЛОСа» вышла фальшивая газета, в которой содержались критические высказывания политиков различных убеждений, направленные против оппонентов. Накануне дня голосования стало известно, что корреспондентов газеты «Гражданский голос» (издание «ГОЛОСа») в Адыгее угрозами заставляют отказаться от похода на избирательные участки и наблюдения за кампанией. Угрозы, по данным «ГОЛОСа», исходили от деканов и замдеканов факультетов Адыгейского госуниверситета и Майкопского техуниверситета. 17 студентов отказались наблюдать за выборами.
В Нижнем Новгороде также были предприняты попытки не допустить наблюдателей «ГОЛОСа» на избирательные участки: корреспондентов «Гражданского голоса» вначале пытались уговорить и запугать, а затем по подозрению в терроризме был задержан бригадир корреспондентов Моргунов. В его доме был произведен обыск, в ходе которого правоохранительные органы изъяли удостоверения наблюдателей, лишь затем Моргунов был отпущен.
В результате «ГОЛОС» отказался от мониторинга выборов в Нижегородской области.
В день выборов один из наблюдателей «ГОЛОСа» Владимир Богатырев был избит на избирательном участке в Калининградской области. Инцидент произошел после того, как наблюдатель указал на нарушения, допущенные участковой избирательной комиссией при оформлении списков избирателей. Богатырева вывели из участка трое мужчин, они избили его у входа на участок в присутствии двоих полицейских и главы администрации поселка Лесное, в котором находился участок.
Глава одной из участковых комиссий в Кировской области показала наблюдателям письмо от главы областного избиркома, содержащее требование удалять наблюдателей «ГОЛОСа» со всех участков региона.
Комиссии в этот раз вообще старались обойтись без «посторонних» при подсчете голосов. Сообщения об их удалении после окончания голосования приходили из большинства регионов, где прошли выборы.