Весь четверг в суде Московского района Минска рассматривалось дело граждан России 22-летнего Артема Бреуса и 27-летнего Ивана Гапонова, которые с конца прошлого года содержатся в минском СИЗО. Оба были арестованы 19 декабря 2010 года в Минске, во время массовых акций протеста противников Александра Лукашенко. 29 декабря Бреус и Гапонов были освобождены из СИЗО, отбыв административный арест как участники несанкционированного митинга 19 декабря, но в тот же день были снова арестованы и помещены в СИЗО.
Они обвинялись по ч. 2 ст. 293 УК Республики Беларусь (участие в массовых беспорядках, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, вооруженном сопротивлением представителям власти). Наказание по этой статье — от трех до семи лет тюрьмы. По мнению следствия, Бреус и Гапонов вместе с другими демонстрантами избили 15 сотрудников белорусского спецназа.
10 марта судебное заседание началось с того, что россияне, по сути, повторили свои предыдущие показания. Бреус заявил, что пришел 19 декабря на площадь Независимости из любопытства, к Дому правительства не приближался, стекол не бил, оцепление милиции прорвать не пытался, сотрудников правоохранительных органов не избивал. По словам Бреуса, он не видел у демонстрантов ледорубов, палок и какого-либо оружия. То же самое заявил и Гапонов.
Затем начался допрос сотрудников милиции, которые якобы потерпели в результате столкновений с демонстрантами.
В суд были вызваны все 15 спецназовцев, фигурирующих в деле. До обеда явились пятеро из них. В суде ни один из них не опознал ни Бреуса, ни Гапонова в качестве участников массовых беспорядков.
После перерыва на обед в суде появились еще 10 потерпевших сотрудников минского спецназа. Они много рассказывали о том, как их били демонстранты на митинге 19 декабря. Но Бреуса и Гапонова опять-таки не узнал никто из милиционеров. Более того, в своих рассказах о событиях 19 декабря двое спецназовцев запутались, поспорили и в итоге обозвали друг друга «дебилами».
После этого обвинение фактически рассыпалось. В результате уже во время прений, последовавших за допросами милиционеров, государственный обвинитель Сергей Кунас попросил суд назначить Бреусу и Гапонову штраф в размере 17 миллионов 500 тыс. белорусских рублей (около $5,8 тыс.) каждому. Гособвинитель заявил, что для доказательства вины россиян собраны необходимые показания свидетелей и другие материалы. По мнению прокурора, обвиняемые «в составе толпы пытались неоднократно прорвать оцепление и проникнуть в Дом правительства».
Представители защиты россиян Бреуса и Гапонова опровергли сам факт массовых беспорядков на площади Независимости в Минске 19 декабря. Как заявила адвокат Бреуса Елена Казак, имели место не массовые беспорядки, а массовое нарушение общественного порядка. Адвокат также заявила, что считает «Бреуса и Гапонова не обвиняемыми, а потерпевшими. Это подтверждает видеосъемка, где Бреус держится за разбитую голову».
Приговор россиянам прозвучал в 20.55 по московскому времени.
Каждому из россиян присудили штраф в размере 300 базовых величин (примерно 3300 долларов США). Также оба россиянина будут находиться под подпиской о невыезде ближайшие 10 суток — пока приговор не вступит в законную силу.
Бреус и Гапонов встретили приговор радостными улыбками, а зал — радостным шумом.
На судебном процессе по обвинению Артема Бреуса и Ивана Гапонова в участии в массовых беспорядках присутствовали два эксперта ОБСЕ, накануне специально приехавшие Минск, — Тамар Хидашели (Грузия) и Омер Фишер (Италия). Эксперты ОБСЕ отказались от комментариев.
«Если бы спецназовцам сказали узнать Бреуса и Гапонова — они бы их «узнали», — говорит политический обозреватель Виктор Демидов. По его мнению, дело в том, что 15 марта в Минск приезжает Владимир Путин и Александр Лукашенко решил сделать подарок российскому премьеру, с которым у него традиционно натянутые отношения. «Но Лукашенко также не хотел «потерять лицо», скажем, помиловав россиян. Вот и был найден элегантный выход из положения: спецназовцы просто «не узнали» обвиняемых россиян», — считает эксперт.