Граждане России Иван Гапонов и Артем Бреус были арестованы 19 декабря 2010 года в Минске во время массовых акций протеста противников Александра Лукашенко. 29 декабря Бреус и Гапонов были освобождены из СИЗО, отбыв административный арест как участники несанкционированного митинга, но в тот же день были снова арестованы и помещены в СИЗО. Им было предъявлено обвинение по ст. 293 УК РБ — участие в массовых акциях протеста, вооруженном сопротивлении представителям власти (от трех до восьми лет лишения свободы). Бреус и Гапонов своей вины не признают.
Во время следствия они находились в минском СИЗО. В отличие от организаторов акций протеста из числа лидеров белорусской оппозиции, гражданам России мера пресечения — с содержания под стражей на подписку о невыезде — изменена не была. Состояние здоровья Бреуса в СИЗО в феврале серьезно ухудшилось, ему потребовалась медицинская помощь. Чем болен Бреус, неизвестно: его родственники и адвокаты отказываются рассказывать об этом, ссылаясь на данную ими подписку о неразглашении.
Суд Московского района Минска начал рассмотрение дела 22 февраля. Сначала Бреуса и Гапонова обвинили в оказании вооруженного сопротивления милиции и причинении ущерба зданию правительства на $9600 — во столько были оценены разбитые стекла, выломанные двери и испорченные фасады. Однако свидетели обвинения – сотрудники полка милиции специального назначения ГУВД Мингорисполкома Олег Дударчик и Александр Яковлев — на суде запутались в показаниях, один из них даже перепутал обвиняемых. Тогда прокурор Сергей Кунос заявил о необходимости переформулировать обвинение, и судья Любовь Семахина удовлетворила ходатайство прокурора. В процессе был объявлен перерыв.
Спустя неделю, 1 марта, Артему Бреусу и Ивану Гапонову предъявили уже другое обвинение — что они «присоединились к бесчинствующей толпе» и «приняли активное участие в массовых беспорядках». В деле появились свидетельства 15 белорусских спецназовцев, которые показали, что их избили россияне. При этом заключения медицинской экспертизы пострадавших датированы 18 февраля 2011 года, то есть двумя месяцами позднее нападения.
Также российских подсудимых обвиняли в действиях по предварительному сговору. Но на суде выяснилось, что они даже не знакомы друг с другом.
Еще один казус связан с видеозаписями. 15 февраля заместитель начальника отдела главного управления уголовного розыска МВД Белоруссии Александр Шарейко заявил, что имеются видеоматериалы, доказывающие вину российских граждан. Однако на суде обнаружилось, что доказательств участия российских граждан в нападении на Дом правительства у правоохранительных органов нет – на видеозаписи видно только, что россияне находятся в толпе митингующих.
Изменение квалификации дела и затягивание процесса беспокоит Россию. В последние два месяца российский МИД несколько раз заявлял, что ведомство «встревожено затянувшимся процессом по делу российских граждан Бреуса и Гапонова, бездоказательной базой суда и отказом в ходатайстве об изменении меры пресечения на подписку о невыезде».
«Дело российских участников манифестации 19 декабря – самое скользкое для белорусских властей», – считает политический обозреватель Юрий Дракохруст. «С одной стороны, это соблазнительная возможность торговаться с главным партнером и союзником. Легкий шантаж доставляет Лукашенко, не забывшему «крестных батек» и многое другое, неизъяснимое удовольствие. Но, с другой стороны, доводить дело до крайности довольно рискованно: можно нарваться на достаточно грубую реакцию Кремля. Поэтому, скорее всего, реакция будет в обычном стиле (Лукашенко): он выжал из ситуации все что можно, а россияне получат, скорее всего, условные сроки», – считает эксперт.
За несколько дней до начала суда над россиянами белорусские власти сделали весьма сильный пиар-ход, пригласив в Минск наблюдать за судебным процессом представителей ОБСЕ (белорусская миссия ОБСЕ в Минске была закрыта решением белорусских властей 31 декабря 2010 года). Первые четыре наблюдателя Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ уже прибыли в Белоруссию 9 марта и смогут присутствовать 10 марта на процессе российских граждан Ивана Гапонова и Артема Бреуса.
«В качестве государства – участника ОБСЕ Белоруссия взяла на себя обязательство допускать международных наблюдателей на заседания суда. Наблюдатели оценят, насколько проводимые судебные процессы соответствуют национальному законодательству и нормам справедливого судебного разбирательства, содержащимся в документах ОБСЕ и юридически обязательных международных соглашениях», – цитирует главу бюро Янеза Ленарчича пресс-служба ОБСЕ.
Эксперты БДИПЧ будут наблюдать за основными судебными разбирательствами по делу о массовых беспорядках, по результатам мониторинга бюро опубликует отчет.