Депутаты-единороссы из комитетов по транспорту и собственности внесли во вторник, 1 марта, в Госдуму законопроект «Об аэропортах и аэропортовой деятельности», регламентирующий порядок работы авиаузлов. Заявленная цель законопроекта — это разграничение зон ответственности перевозчика и владельца аэропорта и определение порядка обеспечения безопасности.
Это уже вторая редакция законопроекта. Первая была внесена тем же составом авторов в конце декабря 2010 года, после того как работу столичных аэропортов парализовал ледяной дождь. Однако после того, как текст уже был внесен, в аэропорту Домодедово произошел теракт, в результате которого погибли 37 человек, и сами авторы отозвали свой проект на доработку, чтобы прописать правила обеспечения безопасности в специальных главах.
«Теракт в Домодедово стал сигналом сделать выводы, пусть даже не окончательные, — заявил «Газете.Ru» председатель комитета Госдумы по транспорту единоросс Сергей Шишкарев. — До настоящего времени в России не существовало отдельного законодательного акта, который регулировал бы деятельность аэропорта. Были разрозненные нормы и отдельные законодательные акты. Мы привели их в соответствие с требованиями времени, безопасности, международных организаций, в которых мы состоим».
Авторы законопроекта предлагают увеличить ответственность главного оператора аэропорта (управляющей компании). Согласно законопроекту, он разрабатывает и осуществляет программу обеспечения авиационной безопасности аэропорта. Ее выполнением будет заниматься собственная служба безопасности аэропорта в сотрудничестве с правоохранительными органами и спецслужбами.
Обязателен досмотр людей, «предметов» и техники на входе и въезде на территорию аэропорта, отдельно — людей и их вещей на входе в пассажирские терминалы. За досмотр и его качество — это было поводом для разногласий после теракта в Домодедово — отвечают местные подразделения МВД. В случае необходимости, оговаривается в законе, к досмотру могут быть привлечены и «операторы специализированного досмотрового оборудования из числа сотрудников службы авиационной безопасности аэропорта». Они имеют право досматривать всех прибывающих в аэропорт, в том числе «должностных лиц органов государственной власти».
Такая необходимость может возникнуть, например, в случае если поступает «достоверная и конкретная информация об угрозе незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации», — этому посвящена отдельная глава. Сейчас, по словам главного редактора отраслевого информагентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, в случае получения сигнала о террористической угрозе управляющая компания аэропорта не может самостоятельно объявить на территории режим террористической угрозы или чрезвычайного положения, его объявляют местные власти или спецслужбы. Было бы логично, если бы с момента создания оперативного штаба законопроект возлагал ответственность за теракт, в случае если он все же произойдет, на спецслужбы, рассуждает Пантелеев, но в законе такой нормы нет.
В предложении возложить разработку программы обеспечения безопасности на управляющие компании есть логика — ведь все аэропорты отличаются друг от друга, отмечает Пантелеев: » И логично, чтобы за каждодневное функционирование системы и ее провалы отвечал именно управленец — как за дом отвечает хозяин».
По мнению Владислава Бородулина, директора по стратегическому развитию компании «Воздушные ворота Северной столицы» (управляет петербургским аэропортом Пулково), при разработке программ безопасности необходим компромисс и совместная работа между руководством аэропорта и спецслужбами. «Если разработкой программы безопасности будут заниматься только спецслужбы, пассажирам будет невозможно летать, а представители аэропорта могут не учесть все возможные ситуации», — сказал Бородулин «Газете.Ru».
«Данный закон является базовым, а санкции и ответственность за нарушение мер безопасности прописываются в других законодательный актах», — пояснил «Газете.Ru» Сергей Шишкарев. По его мнению, если бы законопроект был принят раньше, возможно, он мог бы помочь предотвратить теракт в Домодедово. «Одной из причин теракта было непонимание, как действовать в случае появления террористической угрозы, если поступил такой сигнал. Если бы закон действовал, то заработала бы прописанная схема о создании оперативного штаба и, возможно, теракт удалось бы предотвратить. Вместе с тем работа по предотвращению актов терроризма — во многом задача спецслужб, агентурной и оперативной работы», — считает Шишкарев. Пока законопроект направлен в комитет по транспорту. Будет ли законопроект рассматриваться в ускоренном режиме — неизвестно.