Спустя несколько дней после неожиданной ревизии Киевского вокзала главой государства председатель правления РЖД Владимир Якунин отчитался перед президентом о выполнении поручений по усилению мер безопасности на транспорте и озвучил собственные предложения.
10 февраля, зайдя в компании главы МВД Рашида Нургалиева, директора ФСБ Александра Бортникова и генпрокурора Юрия Чайки на Киевский вокзал, президент Дмитрий Медведев не обнаружил там ни милиции, ни рамок металлоискателей, и это его возмутило. Позже, проводя совещание по безопасности на транспорте, он позвонил Якунину со словами: «Оценка за обеспечение безопасности неудовлетворительная». Президент поручил «навести порядок» и доложить в течение трех дней.
Якунин действительно доложил о наведении порядка в течение трех рабочих дней. Он сообщил, что на всех вокзалах столицы, а также в Санкт-Петербурге, Твери и Выборге было установлено 106 рамок-металлодетекторов, на всех девяти вокзалах столицы ежесуточно утром и вечером проводятся проверки, на рамках-металлодетекторах работают 93 работника ЧОП и сотрудники транспортной милиции, а для координации работы по безопасности была создана межведомственная группа совместно с МВД и ФСБ. «Наработали материалы и готовы доложить», — добавил Якунин.
Рамкам металлоискателей в докладе было уделено особое внимание.
Якунин рассказал, по программе обеспечения безопасности рамки должны были быть установлены на объектах железной дороги до 31 марта 2011 года. На эти цели выделялись значительные средства, которые вместе с инвестиционной программой по развитию ОАО РЖД составили более трех миллиардов рублей.
Президент, в свою очередь, дал поручение правительству и контрольным органам проверить соотношение «цена — качество» отечественных рамок-металлодетекторов. «Обращаю внимание правительства и контрольных структур: мы не должны давать на этом обогащаться всякого рода компаниям», — заявил он.
Якунин также пожаловался на недостаток кадров в транспортной милиции и нерегламентированность полномочий частных охранных предприятий по обеспечению безопасности на железной дороге. Медведев ответил, что дал указания по увеличению численности транспортной милиции главе МВД.
Также он согласился с предложением усиленного подключения ЧОПов к работе по охране транспорта. «Правовой статус охранных предприятий и их взаимодействие с МВД — это важная тема. Таким образом устроено обеспечение безопасности и в других странах. В большинстве стран она обеспечивается за счет взаимодействия полиции и частных охранных предприятий, отлицензированных, хорошо подготовленных, встроенных в саму систему управления транспортом. Вот этим нужно будет заняться МВД и Минтрансу, подключив и транспортные компании, включая РЖД», — подчеркнул Медведев и поручил Министерству транспорта и своей администрации рассмотреть предложения РЖД, касающиеся обеспечения безопасности на транспорте.
Игорь Левитин, в свою очередь, обратился к Медведеву с предложением передать привокзальные площади у объектов железнодорожной, авиационной и водной инфраструктуры в ведение владельцев вокзалов. «Сейчас порядок на них обеспечивает не транспортная полиция, а муниципальная, а мы просим передать нам управление привокзальной площади, чтобы обеспечить зону безопасности, чтобы транспортная полиция имела право работать уже на подходе к объекту», — сказал министр. Президент назвал идею «разумной», с тем чтобы не было «перепихивания ответственности».
Всего программа по обеспечению безопасности на транспорте до 2014 года обойдется в 46,7 млрд рублей, сообщил Левитин. «Мы эту программу согласовали со всеми ведомствами», — добавил министр.
Кадровых выводов вопреки угрозам пока сделано не было. После посещения Киевского вокзала, оставшись недовольным невыполнением поручений по обеспечению транспортной безопасности, Медведев заявил: «Если руководители соответствующих подразделений, компаний, государственных структур не способны воспринимать информацию адекватно, не способны принимать нужные решения, придётся принимать кадровые решения».