Верховный совет Вооруженных сил Египта, которому в пятницу в обход конституции передал полномочия президент Хосни Мубарак, закрепил переход власти, отменив действие основного закона. Военные также распустили обе палаты парламента, пойдя навстречу требованиям революционной оппозиции, чьи протесты спровоцировали падение режима Мубарака. Декабрьские выборы в парламент противники президента требовали признать сфальсифицированными, а конституция не удовлетворяла их из-за отсутствия ограничения президентских сроков и фактического разрешения бессудных арестов.
Совет во главе с министром обороны генерал-фельдмаршалом Мохаммедом Хусейном Тантауи будет руководить Египтом в течение ближайшего полугода или до проведения досрочных президентских и парламентских выборов, если они будут организованы ранее этого срока.
Более быстрый переход к демократии, уверяют военные, чреват нестабильностью и приходом к власти экстремистов. Чрезвычайное положение, отмены которого требовали оппозиционеры, также пока останется в силе. Самех Шоукри, посол Египта в США, заметил в интервью ABC News, что никаких сроков для снятия ЧП нет, а отказаться от него можно будет, когда «условия стабилизируются».
Военные также дали понять, что считают радикалами тех оппозиционеров, кто не согласен с условиями перехода власти. «Мы не хотим больше протестов на площади после сегодняшнего дня», — объявил в воскресенье шеф военной полиции Египта Мохаммед Ибрагим Мустафа Али. Однако к силовому разгону остающихся на площади Тахрир солдаты переходить не стали. Они оцепили протестующих, организовав проезд автомобилей и демонтировав несколько палаток, разбитых митингующими и мешавших движению.
В понедельник ожидается публикация коммюнике военного совета, в котором будет объявлено, что армия не потерпит «создающих хаос и беспорядок», а также будет пресекать забастовочное движение.
Большая часть оппозиционных сил согласна на стабилизацию обстановки в стране руками военных при гарантировании дальнейшей демократизации. «Это победа для революции», — цитирует The Guardian Аймана Нура, председателя партии «Аль Гад», бросившего Мубараку в 2005 году вызов на президентских выборах и попавшего после этого в тюрьму. Как заявил Абдельмонейм Эмам, представитель группы «Молодых лидеров», близких бывшему главе МАГАТЭ Мохаммеду аль-Барадеи, протестующие должны «доверять армии и… дать ей шанс воплотить то, что она обещала». Однако ряд лидеров революционного движения, в том числе аль-Барадеи, обеспокоены нежеланием военных делиться властью с гражданскими.
Правительство Ахмеда Шафика, назначенное Мубараком менее чем за две недели до падения, продолжает свою работу. Следуя веяниям времени, премьер организовал в воскресенье трехчасовую пресс-конференцию, в ходе которой пообещал укомплектовать свободные пока посты в своем кабинете «облеченными доверием народа» фигурами. В остальном «не будет перемен по форме, методу или процессу работы» кабинета, заметил он.
Однако часть одиозного окружения Мубарака, очевидно, опасается преследований.
В воскресенье был арестован и помещен под домашний арест бывший министр информации Анас аль-Фекки, пытавшийся в обход запрета на выезд из страны покинуть Каир.
Такой же запрет введен в отношении экс-премьера Ахмеда Назифа и бывшего главы МВД Хабиба аль-Адли. Заморожены счета близкого окружению Мубарака сталелитейного магната Ахмеда Эзза. По некоторым данным, военные распространили подобные меры на 43 высших чиновников режима Мубарака, подозреваемых в коррупции.
Последние дни перед отставкой Мубарак занимался «обеспечением безопасности своего состояния за границей», уверяют источники в западных спецслужбах.
Как пишет британская The Telegraph, состояние семьи Мубарака оценивается, по самым скромным подсчетам, в £3 млрд (около 140 млрд рублей), по нескромным – в £40 млрд (1,88 трлн рублей), его частью является обширная сеть фирм и объектов недвижимости в Лондоне, Нью-Йорке, Париже и Беверли-Хиллз. «Нам известно о некоторых экстренных разговорах между членами семьи Мубарака о том, как сохранить это имущество. Мы думаем, их финансовые советники отправили какое-то количество денег по миру. Если у них были реальные деньги в Цюрихе, теперь они потеряны», — прокомментировал источник в спецслужбах пятничное еще решение Швейцарии заморозить все активы близких египетского экс-президента на своей территории.
Сам экс-президент, покинувший в пятницу Каир и обосновавшийся в своей резиденции в Шарм-эш-Шейхе, испытывает серьезное ухудшение здоровья. По непроверенным данным арабских СМИ, 82-летний политик может находиться в коме. Об этом, в частности, сообщает газета Al Masry Al Youm.