Основатель Wikileaks Джулиан Ассанж останется в Британии под домашним арестом до 24 февраля, когда будет вынесено окончательное решение по делу о его экстрадиции в Швецию, где его обвиняют в изнасиловании и нескольких случаях сексуальных домогательств. Так решил Белмаршский магистратский суд, где в пятницу состоялись заключительные прения сторон.
Суд разбирался в обстоятельствах сексуальных взаимоотношений между Ассанжем и двумя шведскими подданными, Софией Вилен и Анной Ардин. «Газета.Ru» подробно писала о ходе процесса. С девушками Ассанж переспал с разницей в несколько дней, когда в августе прошлого года был в Стокгольме с лекциями. Одна из них обвинила его в изнасиловании и сексуальных домогательствах, вторая — просто в сексуальных домогательствах.
Представляя финальные аргументы, защита во главе с Джеффри Робертсоном настаивала на том, что самого факта изнасилования не было, что секс был добровольным и по обоюдному согласию. Другой их аргумент — нарушение самой процедура выдачи ордера ЕС на арест (Ассанжа разыскивают для допроса, а не ареста), а главный довод против экстрадиции — что в Швеции Ассанжа не будет ждать беспристрастное правосудие. Робертсон напомнил, что шведский премьер-министр Фредрик Рейнфельд прямо прошелся по его подзащитному в своей речи в парламенте, «сделав его врагом народа № 1 в Швеции».
Адвокаты потребовали дополнительного времени для подготовки новых аргументов защиты, в частности, вызова на перекрестный допрос шведского прокурора Марианне Ню, которая, как они считают, не имела полномочий выдавать ордер по использовавшейся форме. Однако суд отклонил ходатайство о переносе слушаний на март.
Клер Монтгомери, представляющая интересы шведской прокуратуры, делала упор на то, что шведская уголовная процедура требует первоначального допроса Ассанжа, в отношении которого «очевидным образом» после этого будет возбуждено уголовное дело по озвученным обвинениям.
Много времени стороны посвятили интерпретации половых актов, которые прокуратура требует признать насильственными, а защита объявляет свершившимся по обоюдному согласию и к взаимному удовлетворению. В частности, адвокаты отметили разницу в показаниях Ардин, которая сначала утверждала, что «почти спала», когда Ассанж вступил с ней во второй половой акт за ночь. Затем она стала говорить, что не почти спала, а уже совершенно заснула и потому не могла остановить партнера. На это Монтгомери в своем выступлении ответила резко: «Если Швеция утверждает, что это изнасилование, — это изнасилование».
Заслушав прения, суд не стал выносить решение. Он только отчасти смягчил условия пребывания Ассанжа под домашним арестом: время, когда он должен ежедневно отмечаться в полицейском участке, перенесено с послеполуденного на утреннее. Окончательное решение по выдаче его в Швецию будет оглашено через две недели.