Наиболее значимые законопроекты решением президента будут выноситься на обсуждение в интернете, соответствующий указ «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов» президент России Дмитрий Медведев подписал в среду.
Согласно указу, по решению президента на общественное обсуждение могут быть вынесены «проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, затрагивающих основные направления государственной политики в области социально-экономического развития Российской Федерации». Проекты законов будут размещать федеральные государственные органы, принимавшие участие в его разработке, вместе с текстом законопроекта должны быть вывешены сопровождающие документы — пояснительная записка, финансово-экономическое обоснование, информация о том, как граждане могут направить на сайт свои замечания и предложения по законопроекту, и время, в течение которого будет идти обсуждение. Выложен законопроект может быть на сайте госоргана или на отдельно созданном сайте.
Через 90 дней со дня завершения обсуждения федеральные госорганы будут представлять президенту доклад о его результатах. Что именно считать результатами — в тексте не уточняется.
Об общественном обсуждении законопроектов президент говорил в последнем послании Федеральному собранию. Он напомнил об обсуждении закона «О полиции» и закона «Об образовании» и сказал, что такую практику «надо расширять», а организация общественных слушаний должна получить соответствующую процедуру. Указом, правда, прописана лишь процедура интернет-обсуждения.
Первым «общественно обсуждаемым» в интернете стал проект закона «О полиции»: 7 августа 2010 года он был опубликован на специально созданном сайте zakonoproekt2010.ru и за месяц собрал более 20 тысяч комментариев, значительная часть которых была критической. После этого администрация президента забрала документ с комментариями на доработку, и 27 октября законопроект наконец был внесен в Государственную думу. На сайте появился текст внесенного законопроекта с наглядными красными и зелеными правками, демонстрирующими изменения по отношению к первоначальному тексту. «Он стал более стройным и точным», — охарактеризовал конечный результат Медведев на заседании Совета безопасности в среду.
По итогам обсуждения некоторые пункты были более четко сформулированы, в некоторых случаях были изменены и концептуальные положения, говорит первый зампред думского комитета по безопасности Михаил Гришанков. Так, например, было изменено положение о презумпции законности любого действия милиции, напоминает он.
Следующим выложенным на обсуждение в интернет стал проект закона «Об образовании»: его обсуждение началось 1 декабря 2010 и закончилось 1 февраля 2011 года. Он собрал 10 тысяч комментариев. Он еще не внесен в Госдуму.
А другой весомый президентский закон, «О Следственном комитете», внесенный уже после апробации практики об обсуждении, дискуссии в сети не удостоился. «Не надо было, чтобы к президентской инициативе о следствии все писали, что это бестолково», — прокомментировал отсутствие интернет-обсуждения коммунист Виктор Илюхин.
По мнению Гришанкова, было бы полезно обсудить в интернете и закон «О противодействии коррупции», и, например, Лесной кодекс. Из уже внесенных в нижнюю палату парламента президентских инициатив, достойных такого обсуждения, Гришанков также назвал необходимыми интернет-обсуждения поправки в УК, касающийся снижения нижнего предела наказаний, и инициативы, касающиеся экономических составов преступления.
В будущем на общественное обсуждение может быть вынесена новая редакция закона о госзакупках, разработать которую президент поручил правительству до 1 апреля 2011 года, говорят парламентарии.
Илюхин называет указ президента «чистым популизмом», хотя саму идею общественного обсуждения считает полезной. Он обращает внимание, что Государственная дума и так является представительным органом государственной власти. Кроме того, для общественной оценки законопроектов существует Общественная палата, которая по президентской же инициативе имеет полномочия присылать официальный отзыв к проектам законов в нижнюю палату парламента. «Для чего ее создавали тогда? Значит, не получается работать», — ехидничает коммунист.
По его мнению, необходимо было вынести на всеобщее обсуждение в свое время изменения в Конституцию, увеличивающие срок полномочий президента и Госдумы. «Все эти обсуждения, зная поведение администрации президента, правительства, ничтожны и все равно не будут учитываться», — резюмирует депутат.