Президенту Белоруссии Александру Лукашенко, двум его взрослым сыновьям и 155 высокопоставленным белорусским чиновникам запрещен въезд в Евросоюз. В понедельник Совет ЕС на уровне министров иностранных дел проголосовал за это решение.
Известно, что помимо Лукашенко в «черный список» вошли его старшие сыновья, Виктор и Дмитрий, также министр обороны Белоруссии Юрий Жадобин, глава КГБ Вадим Зайцев и другие члены руководства этой страны.
Право на въезд в страны ЕС из белорусского руководства оставили только министру иностранных дел Сергею Мартынову и первому вице-премьеру Владимиру Семашко.
«Мы не будем сжигать мосты и сохраним возможности для диалога с Белоруссией», — заявил источник ИТАР-ТАСС в кулуарах саммита. Главным требованием ЕС к Минску остается «немедленное и безусловное освобождение всех политзаключенных», большая часть которых оказались в белорусских тюрьмах после разгона митинга 19 декабря 2010 года (в вечер подведения итогов президентских выборов).
Кроме визовых санкций министры одобрили также заморозку банковских счетов чиновников в банках стран Шенгенского соглашения — в случае если они у них есть.
Важно, что въезд разрешен Семашко — с ним могут вестись экономические переговоры, отмечает глава центра изучения политпроцессов в СНГ при МГУ Алексей Власов: «Решили оставить контакты с министром иностранных дел и первым вице-премьером».
В том, что Белоруссии оставлен способ вести дипломатический и экономический диалог с Европой, есть компромисс. Совет ЕС обсуждал возможность более глубоких экономических санкций в отношении Белоруссии, но не стал их вводить, утверждает дипломатический источник «Интерфакса». На экономических санкциях по линии программы «Восточное партнерство» настаивали Швеция и Польша, но большинство сошлось на том, что народ Белоруссии пострадать от наказания не должен.
Части чиновников (60) ранее уже был запрещен въезд в ЕС, вспоминает эксперт, хотя ранее действовал мораторий на исполнение этого запрета (общее число персон нон грата увеличилось в три раза). Потому для этих людей санкции не повлекут каких-то серьезных потерь, кроме разве что имиджевых, заключил Власов.
Белоруссия примет пропорциональные и адекватные меры в ответ на санкции Евросоюза, заявил после объявления санкций представитель МИД Белоруссии Андрей Савиных журналистам, сообщает РИА «Новости». «Это решение строится на откровенном замалчивании инициативных агрессивных действий и насилия со стороны демонстрантов, выразившихся в попытке захвата здания правительства и парламента Белоруссии 19 декабря», — добавил он. «Неприкрытое стремление оправдать опасные для общества нарушения частью оппозиционных сил закона на деле воспринимается как поощрение извне беззакония и экстремизма», — считает Савиных.
Ранее белорусский президент говорил о возможности ответных санкций против ЕС: «Поручение правительству одно: в случае если кто-либо попытается ввести против страны экономические или иные санкции, мы должны немедленно отреагировать, подготовить ответные меры, вплоть до самых жестких... Ни под кого прогибаться мы не намерены, и наклонять нас никому не позволено».
Тем не менее в канун заседания совета министров ЕС из СИЗО КГБ были освобождены самые именитые сидельцы: бывший кандидат в президенты Владимир Некляев, журналистка «Новой газеты» супруга экс-кандидата в президенты Андрея Санникова Ирина Халип и сам Санников.