Кадровые выводы
В среду в резиденции «Горки» президент Дмитрий Медведев провел совещание по безопасности на транспорте, на котором стало известно, кто именно понес ответственность за провал безопасности в аэропорту Домодедово. Отставки пока затронули только ограниченное число лиц в МВД.
В аппарате МВД уволен глава Управления внутренних дел на транспорте по Центральному федеральному округу генерал-майор Андрей Алексеев. Он назывался в числе кандидатов на увольнение экспертами «Газеты.Ru». Глава всего транспортного управления министерства Дмитрий Шаробаров сохранил свой пост.
Алексеев не успел проработать в министерстве и полугода. Медведев назначил его на должность главы управления по ЦФО только 9 августа 2010 года. До этого генерал возглавлял московское УВД на железнодорожном транспорте.
Кроме того, ожидаемо отправлено в отставку руководство линейного управления Домодедово, чьи подчиненные непосредственно отвечали за контроль и досмотр в аэропорту. Уволены, как доложил Нургалиев, глава линейного управления и два его заместителя.
Ранее Медведев произвел и другие перестановки в МВД, однако они не выглядят связанными с терактом. Так, был уволен глава кадрового управления ГУВД Москвы Владимир Чугунов, но он подал в отставку еще в минувшем августе. В пресс-службе ГУВД Москвы это связали с тем, что 58-летний генерал-майор достиг предельного возраста. Правда, подача рапорта совпала с проверкой, которую проводило МВД по факту похищения предпринимателя, в котором приняли участие московские милиционеры.
Президент пообещал, что отставки после теракта в Домодедово продолжатся. «Тряхните всю транспортную милицию», — потребовал глава государства.
«Если люди не понимают, как надо работать, мы найдем других людей», — добавил он. «Контроль должен быть ежедневным, он должен быть, к сожалению, навязчивым, иначе мы не добьемся поставленных целей», — заключил президент.
Источник «Интерфакса» в МВД утверждает, что отставки в руководстве транспортной милиции не означают отказа от реформы этого подразделения. «Отставки, которые произвел президент в руководстве транспортной милиции в связи с терактом в аэропорту Домодедово, были ожидаемыми и не повлекут за собой ревизии реформы ведомства, в том числе подразделений транспортной милиции», — пояснил он. Ранее на базе 20 подразделений транспортной милиции было создано восемь управлений в федеральных округах.
Организационные выводы
Российский лидер выразил недовольство тем, как выполняется существующая программа безопасности на транспорте. «В 2007 году после терактов на рейсах из Домодедово в Ростов-на-Дону и Волгоград была разработана программа — предоставьте отчет о том, как она выполняется», — обратился глава государства к главе Минтранса Игорю Левитину. Министру поручено «проверить крупнейшие транспортные объекты на предмет соблюдения закона». «Не все положения законодательства исполняются, растет количество нарушений на всех видах транспорта, — недоумевал Медведев. — После теракта в ряде случаев на транспортных объектах были включены рамки, но потом проверять бросили».
«Милиция занимает пассивную позицию и в лучшем случае «трясет» мигрантов», — добавил глава государства, обращаясь уже к Нургалиеву.
По итогам встречи Медведев потребовал от правительства в двухнедельный срок подготовить предложения по совершенствованию системы безопасности на транспорте.
Разработкой предложений по обеспечению безопасности в метро, аэропортах и на железнодорожных вокзалах займутся различные ведомства, представители которых в ближайшее время соберутся на совещание у вице-премьера Сергея Иванова, сказал «Газете.Ru» пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков. Кто будет отбирать предложения — говорить пока рано, сказал Песков. «После совещания у Иванова все будет ясно», — пообещал собеседник «Газеты.Ru».
К Иванову же, по неофициальной информации, приглашен и гендиректор Домодедово Игорь Борисов. Официальный представитель акционеров Домодедово группы «Ист Лайн» Елена Галанова отказалась комментировать эту информацию. Накануне Медведев заявил, что за сбои в системе безопасности Домодедово должны ответить в том числе топ-менеджеры и владельцы аэропорта: «То, что произошло, показывает, что явно были нарушения в обеспечении безопасности».
Бывший генеральный директор аэропорта Вячеслав Некрасов был снят с должности меньше месяца назад — 30 декабря 2010 года — из-за транспортного коллапса в Московском авиаузле, вызванного ледяным дождем.