Борис Грызлов, председатель Государственной думы («Единая Россия»):
— Прежде всего хочу выразить искренние соболезнования родным и близким погибших, а также пострадавшим в результате взрыва в аэропорту Домодедово. Сейчас главная задача соответствующих служб — оказание квалифицированной медицинской и психологической помощи всем нуждающимся.
Безусловно, необходимо провести доскональное и по возможности быстрое расследование причин и обстоятельств трагедии. Его итогом должно стать не только привлечение к ответственности виновных, но и конкретные меры по усилению безопасности, в том числе антитеррористической безопасности на воздушном транспорте, ее правовому обеспечению.
Со своей стороны, депутаты Государственной думы примут участие в этой работе. Я уже дал поручения профильным комитетам Государственной думы заняться этим вопросом.
Владимир Васильев, председатель комитета по безопасности Госдумы («Единая Россия»):
— Мы получили поручение председателя Госдумы активизировать работу над законопроектом в плане противодействия террористической угрозе. Когда еще принимался законопроект по противодействию терроризму, было много споров, и тот раздел, который мы тогда подготовили, был включен в эту часть по поводу терругрозы. И только сейчас надеемся, что сумеем его провести. Законопроект устанавливает уровни террористической угрозы, и, если мы слышим об этом, вы об этом сообщаете, вводятся либо санкционируются определенные ограничения. Когда есть реальная угроза, никакие средства не являются излишними.
Еще один момент: в законопроекте «О полиции», который мы готовим ко второму чтению, существенно расширены полномочия полиции в части обеспечения безопасности на воздушном транспорте, и это важно.
Почему и как произошел теракт? За это отвечают различные силовые ведомства, и это во всем мире так, и во всем мире все равно происходят теракты.
Что касается разработок новых законодательных инициатив, то любой самый простой законодательный акт — это определенное обязательство, это удар по личности и по свободам, за что нас начинает критиковать и общество, и вы, СМИ. Мы несколько лет назад могли принять некоторые ограничения, но не приняли с учетом общественного мнения. Если говорить, допустим, об ответственности, 205-я статья квалифицирована, в этой части не надо дорабатывать.
Валерий Рашкин, депутат Госдумы (КПРФ):
— Мы уже обсуждали этот вопрос с партийцами, это большая трагедия, она, на мой взгляд, вызвана бездарной работой силовых структур. То Кущевка, то Ставрополь, то метро, то Домодедово. Это показывает, что власти бессильны. Это абсолютная неспособность правоохранительных органов, правительства, руководить госучреждениями, заниматься силовыми структурами.
Мы настроены очень жестко поставить вопрос о пленарном заседании. Как минимум, мы потребуем создать парламентскую комиссию для проведения более глубокого расследования. Мы хотим узнать у правоохранительных органов, почему они крышуют преступников, почему не идет расследование, хотим выйти на тех самых нарушителей законов.
Также мы обязательно потребуем внеочередной отчет силовых структур о результатах их деятельности.
Сергей Шишкарев, председатель комитета по транспорту Госдумы («Единая Россия»):
— В марте, после терактов в метро, вышел указ президента «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте». Позже координатором этой программы был назначен Минтранс, в рамках этих совещаний родилась комплексная программа, которая была утверждена правительственным актом. Она включает в себя несколько этапов: оснащение наиболее необходимых объектов оборудованием, здания аэропортов — детекторами, аппаратурой для контроля багажа. Это должно быть реализовано в марте, а вся система должна была заработать в 2014 году.
Но сейчас мы, к сожалению, видим, что время и обстоятельства требуют от нас максимально быстрого внедрения этой системы. Нужно пересматривать закон о транспортной безопасности. Я хотел бы обратить внимание и силовых структур, и ведомств, что если бы выполнялись все те требования и возможности, которые есть в законе на сегодня, то ущерба могло бы быть меньше. Я сам был пассажиром аэропорта Домодедово 2 января, но ни рамки металлоискателей, ни аппаратура фактически не работали. Проводился выборочный досмотр тех или иных пассажиров, основная масса проходила без всякого досмотра.
Мы устанавливаем камеры, и они потом позволят, как сейчас, вести расследование, кто когда зашел. Но главное — организовать превентивную работу.
Думаю, что завтра на пленарном заседании мы будем инициировать проведение срочного правительственного часа с участием — возможно, в закрытом режиме — министерства транспорта, ФСБ, МВД.
Председатель Госдумы дал прямое поручение профильным комитетам отслеживать ситуацию и максимально оперативно помогать людям. Завтра соберем оперативный штаб под руководством Грызлова и определимся с дальнейшими действиями.
Александр Гуров, член комитета Госдумы по безопасности («Единая Россия»):
— Теракт в Домодедово предвидеть было сложно, вроде бы все успокоилось. Но, видимо, нам вообще нельзя успокаиваться. Это надолго. Одних боевиков ликвидируют, десятками подрастают новые. Это будет длиться очень долгое время. Никто не может поручиться, когда это все закончится.
Михаил Гришанков, зампред комитета по безопасности Госдумы («Единая Россия»):
— Пока, я думаю, рано предварительно делать выводы. Но очевидно, что надо пересматривать концепцию транспортной безопасности, после теракта с «Сапсаном» было дано соответствующее поручение президентом. Пока сроки не вышли, и работа над концепцией идет.
Не только в аэропортах, надо определиться с обеспечением безопасности в местах массового скопления людей так, чтобы это не мешало людям. Что касается аэропортов, то необходима работа досмотровых комплексов на входе в аэропорты. Все, кто летал, знают, что на входе периодически проверяют багаж, но это не является системой. Весьма вероятно, что это будет введено в законодательство по транспортной безопасности. Досмотр на входе работает на региональном уровне, но с учетом перегруженности московских авиаузлов в Москве досмотр весьма выборочный.
Борис Немцов, лидер движения «Солидарность», сопредседатель партии ПАРНАС:
— Катастрофа в том, что теракт произошел в главном аэропорту страны. Я сам часто им пользуюсь — по 100 раз в году прилетаю туда и улетаю. Я хорошо представляю, какая это трагедия, выражаю соболезнования близким и родным погибших и пострадавшим.
Теракт — это полный провал антитеррористической работы в нашей стране, личную ответственность за который несет Путин. Он пришел к власти под лозунгом «мочить в сортире», он уже 11 лет у власти, а количество терактов не уменьшается. Если в 2000 году у нас было 130 терактов (за год), то в 2009-м более 750 — то есть число терактов выросло более чем в 6 раз. Мы настолько привыкли, что уже не реагируем на теракты на Кавказе, где они происходят по два раза в день, а реагируем только тогда, когда взрывают метро или аэропорт.
Обычно режим использует теракты для укрепления личной власти Путина. Самые первые теракты — взрывы домов в Москве и Волгодонске — Путин использовал, чтобы прийти к власти, теракт на «Норд-осте» — для введения цензуры на телевидении, теракт в Беслане — для отмены выборов губернаторов и так далее. С этой практикой надо закончить. Это первое, что надо сделать.
Во-вторых, необходимы очень серьезные кадровые и структурные реформы в спецслужбах. Сейчас они заточены только на поддержание действующей власти. Агентурная работа полностью провалена, работа по профилактике терроризма на Кавказе также провалена.
В-третьих, надо отказаться от опоры на коррумпированные кавказские кланы, которым выплачиваются огромные контрибуции, а обеспечить безопасность взамен они не могут. Считаю, что восстановление конституционного порядка на Кавказе принесло бы гораздо больше пользы. Под восстановлением конституционного порядка я имею в виду соблюдение демократических норм в республиках Северного Кавказа, проведение там честных выборов и отмену шариатских норм, не соответствующих российскому законодательству. Российское законодательство должно действовать на всей территории Северного Кавказа в полном объеме.