Предварительные результаты референдума о независимости Южного Судана свидетельствуют о том, что 98,81% жителей региона, принявших в нем участие, высказались в пользу этого шага.
На данный момент обработаны 100% голосов с избирательных участков на севере Судана (там могли голосовать только выходцы с Юга) и за рубежом. В Южном Судане обработаны 98,7% голосов, сообщает Reuters.
Само голосование прошло еще 9 января, а официальное объявление результатов, которое и потребует реакции властей, должно состояться в начале февраля. За проведением референдума следили многие международные наблюдатели, в том числе бывший президент США Джимми Картер. Южный Судан без пяти минут признан мировым сообществом, на уровне ООН ему уже обещана поддержка.
Одно из самых крупных африканских государств, Судан на деле давно распался на несколько самостоятельных территорий.
Так, помимо Южного Судана неопределенной остается также судьба Дарфура, контролируемого повстанческими группировками. Южный Судан населен преимущественно христианами и богат нефтью. Северный Судан – мусульманский, и он заметно беднее полезными ископаемыми.
Добиться независимости Южный Судан пытался с 1972 года, что привело к затяжной гражданской войне между силами Суданского национально-освободительного движения и правительственными войсками. В 2005 году при посредничестве международного сообщества было достигнуто соглашение о перемирии. По этому соглашению и предусматривался референдум. Президент Судана Омар аль-Башир, к слову находящийся в международном розыске по обвинению в геноциде, пообещал признать итоги референдума при любом исходе. На юге аль-Баширу не очень верят. Лидер Южного Судана Сальва Киир осенью обращался к ООН с требованием развернуть миротворческие силы в буферной зоне на границе севера и юга.
Вероятность возобновления конфликта остается довольно высокой. Одна из причин – неопределенность судьбы района Абье, где находится около четверти суданской нефти.
Сейчас Абье управляется представителями племени динка-нгок, но на территории проживают также кочевники-арабы. В январе здесь произошли новые столкновения, которые привели к гибели около сотни человек.
Другим вероятным сценарием конфликта считается дальнейший распад Судана, когда после отделения южной части страны обострение ситуации может произойти в Дарфуре. В 2008 году основная вооруженная сила Дарфура – Движение за справедливость и равенство – уже атаковала Хартум, правда тогда правительственным войскам удалось отбиться от повстанцев и потеснить их обратно. Отделение Южного Судана даст им новые аргументы в борьбе за свою независимость.
«Сейчас все пересчитывается и пересчитывается, но к 14 февраля мы ожидаем объявления результатов, - говорит старший преподаватель РГГУ, эксперт по Африке Сергей Серегичев. – После этого начнется подготовка к «разводу». Но сейчас уже можно выделить несколько важных моментов – что делать с теми южносуданцами, которые находятся на территории Севера и наоборот и что делать с нефтью. Потому что основные месторождения находятся на Юге, а нефтепровод принадлежит Северу». Кроме того, как сообщил «Газете.Ru» эксперт, нерешенным остается вопрос с районом Абье, результатов референдума по принадлежности которого еще нет. «Там находится крупнейшее нефтяное месторождение, но сама территория особо никому не нужна» - пояснил он. Впрочем, по мнению Серегичева, «к гражданской войне эти проблемы все равно не приведут». «Я думаю, что, как минимум в краткосрочной перспективе, в регионе будет стабильность, за исключением конфликтов между племенами» - уверен он. А как только территории будут разграничены, в Южный Судан пойдут инвестиции, в том числе американские, потому что «США сейчас выгодно поддерживать новую демократию».