В четверг комитет Госдумы по безопасности рассматривал поправки к президентскому законопроекту «О полиции», предусматривающему масштабную реформу системы МВД. Всего поправок в комитет перед вынесением законопроекта на второе чтение в Госдуму поступило более 600, из них рекомендовано к принятию почти 200, а некоторые вернули на доработку.
Больше всего дискуссий и нареканий вызвали части закона, где говорится о правах как обычных граждан, так и самих полицейских. Заседание проходило в открытом для прессы режиме в присутствии замглавы МВД Сергея Булавина, директора ФМС Константина Ромодановского, руководителей департаментов МВД, Следственного комитета и Генпрокуратуры.
Действия сотрудников МВД больше не будут считаться априори законными. К исключению рекомендована часть закона о том, что «требования сотрудника полиции, обращенные к гражданам и должностным лицам, и предпринимаемые им действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное».
Депутаты уточнили понятие права на телефонный звонок. В прежней формулировке задержанный милицией имел право на один телефонный звонок вне зависимости от того, дозвонился он или нет. В новой формулировке речь идет о праве на «телефонный разговор» в первые три часа с родственниками или адвокатом.
Кроме того, факт оповещения родственников должен быть отмечен в протоколе.
Согласились депутаты с поправкой, которая гласит, что за нарушения прав гражданина извинения теперь сможет приносить не только сам полицейский, но и его начальство, причем в той форме и месте, в какой пожелает сам гражданин.
Еще одна из рекомендованных к принятию поправок предусматривает возможность знакомиться с результатами мониторинга деятельности полиции всем желающим через интернет, так как результаты контролирующей деятельности будут вывешиваться в открытом доступе.
Комитет согласился также с предложением лишить полицейских права на выдачу разрешений на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов.
Часть поправок носит больше технический характер, например, депутаты уточняют, что полицейские могут пользоваться не «служебными собаками», а «служебными животными».
Бурная дискуссия происходила вокруг поправок, предложенных межфракционной группой депутатов, отстаивать которые на комитет пришли единоросс Александр Хинштейн, «эсер» Геннадий Гудков и коммунист Александр Куликов.
Одна из поправок запрещала передавать в полное ведение полиции контроль за соблюдением мигрантами правил регистрации, оставив это в совместном ведении Федеральной миграционной службы (ФМС) и МВД. Глава ФМС Константин Ромодановский заявил, что «контролем за мигрантами должны заниматься профессионалы», а Хинштейн ехидно отметил, что если у президента есть вопросы к миграционной службе, то появляется вопрос, почему директор ФМС еще занимает свой пост.
В итоге контроль за регистрацией должен остаться за ФМС, но при участии сил МВД.
Много споров вызвало обсуждение поправок к вопросу о возможности проникновения сотрудников полиции в жилье граждан без их согласия. Текущая редакция закона предусматривает четыре таких случая: для спасения жизни людей, для задержания правонарушителей, для пресечения преступления и для установления обстоятельств совершения преступления. Именно последний пункт и вызывал бурную дискуссию, так как, по мнению ряда депутатов, это даст полиции чрезмерные права, которыми она станет злоупотреблять. В итоге этот вопрос отправили на доработку в комитете.
Рекомендована к принятию поправка о том, что полиция обязана будет уведомить собственника жилья о факте проникновения не в «кратчайший срок», а за 24 часа, как и сообщить близким о ранении человека сотрудником МВД. Кроме того, о факте проникновения должен быть письменно оповещен прокурор.
На доработку отправлена поправка, запрещающая сотруднику полиции состоять в политических партиях и материально их поддерживать. Возможно, после обсуждения на рабочей группе комитета полицейским все же разрешат делать пожертвования на цели политических партий.
Часть вызывающих споры функций МВД останется. Так, полиции не запретят заниматься коммерческой деятельностью, в частности вневедомственной охраной.
Данная поправка была отклонена после того, как замглавы МВД Булавин зачитал одно из высказываний президента о том, что «этот вопрос является действительно дискуссионным, так как часть граждан решительно возражает против такого права полиции, однако многие будут весьма недовольны».
Немало нареканий и дискуссий вызвал вопрос о порядке формирования общественных советов для мониторинга действий полиции на разных уровнях — от федерального до местного. Изначально в тексте закона предлагалось привлекать президента для федерального уровня и начальников МВД на уровнях ниже, однако теперь президент будет устанавливать порядок формирования таких советов на всех уровнях. Поправка Гудкова, Хинштейна и Куликова, предлагавших возложить эту обязанность на областные и местные законодательные собрания, не прошла.
«А руководители общественных советов будут иметь мигалки?» — азартно спросил первый зампред комитета Михаил Гришанков. «Мы постараемся вовсе убрать мигалки из сферы деятельности полиции», — парировал Булавин.
После заседания депутат Гудков отметил, что отклонение поправок о формировании общественных советов на «низовом» уровне и разрешение полиции заниматься коммерческой деятельностью является показателем, что масштабная реформа МВД на практике не состоится. «У нас останется ЗАО «Полиция», так и не проработан механизм общественного контроля, который мы предлагали создать своими поправками, — сказал он. — Была задумана важная и нужная реформа, однако на деле качественных изменений не произойдет, в связи с чем заранее соболезную гражданам».
Замглавы МВД Булавин заявил «Газете.Ru», что в целом доволен тем, какие поправки рекомендовал комитет.