Во вторник, 28 декабря, председатель Хамовнического суда Москвы Виктор Данилкин продолжает оглашение обвинительного приговора экс-главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому и бывшему руководителю МФО МЕНАТЕП Платону Лебедеву.
С утра значительная часть улицы, на которой расположен суд, была огорожена металлическими заграждениями, вдоль которых стояла милиция, передает корреспондент «Газеты.Ru». Автомобилей на дороге не было, но неподалеку от входа в суд стояли не меньше четырех милицейских автобусов. Сам вход также был перегорожен, у входа стояли те же приставы, что и в понедельник.
Через первое заграждение пускали журналистов по пресс-картам и паспортам, документы спрашивали у жильцов окрестных домов. Через заграждение на входе пропусками журналистов, а
немногочисленным зрителям, которым удалось миновать первое заграждение, говорили, что мест в зале нет.
На самом деле места были, только сидели на них исключительно журналисты. Родственников Ходорковского не было совсем, пришла только супруга Лебедева, покинувшая суд после первого перерыва. Пропускной режим в суд во вторник кажется либерализованным: в понедельник в зал суд смогли попасть лишь немногие (так, сын экс-главы МЕНАТЕП не сумел даже пройти в здание суда, сообщал пресс-центр Ходорковского), а из журналистов места хватило лишь телекорреспондентам.
Во время оглашения судья сидит сам и разрешает сидеть зрителям и подсудимым. Его речь по-прежнему очень быстрая, тихая, большинство слов он не прочитывает, а только обозначает. «Даже сидя за адвокатским столом нам приходится прочищать уши, пытаясь что-то понять», — сказал журналистам адвокат Ходорковского Юрий Шмидт.
На невнятную речь судьи адвокаты жаловались еще накануне, но даже сквозь бормотание адвокаты услышали, что в приговоре остались тезисы, от которых отказалось даже гособвинение.
Во время оглашения приговора судьей прокурор Валерий Лахтин читает пачку листов, которые он принес в зал. У наблюдателей появилось подозрение, что это обвинительное заключение и Лахтин сверяет его со словами судьи. Такая же пачка была утром и у защиты, но теперь на столе защиты ее нет. Прокурор Дмитрий Шохин, герой первого процесса Ходорковского, обнял закрытый ноутбук и кажется спящим.
Ходорковский что-то пишет, Лебедев, ранее знаками показывавший адвокатам, что ничего не слышит, читает толстую книжку, отвлекаясь на разгадывание кроссворда.
Судья Данилкин зачитывает описательно-мотивировочную часть приговора, в которой перечисляются доказательства, которые, на его взгляд, подтверждают вину подсудимых по статьям 160 УК РФ и 174.1 УК РФ, передает РИА «Новости». Суд принял во внимание обвинительный приговор Мещанского суда Москвы по первому делу Ходорковского и Лебедева, в рамках которого они были осуждены на восемь лет. Срок их наказания истекает в 2011 году. Данилкин заявил, что не верит утверждениям Ходорковского о невиновности и считает их необоснованными. Анализ показаний Лебедева суд пока не оглашал.
Согласно приговору, Ходорковский и Лебедев действовали по заранее разработанному плану, возглавляя организованную группу. Подсудимые не только продумали план захвата «Томскнефти», «Самаранефтегаза» и «Юганскнефтегаза», но и сделали все возможное, чтобы придать своим преступным деяниям вид обычной финансово-хозяйственной деятельности, отметил судья. Это, по данным суда, подтверждается десятками оглашенных протоколов собраний акционеров «дочек» ЮКОСа, на которых были одобрены заведомо невыгодные для последних сделки по поставке нефти, так как ЮКОС скупал у компаний нефть по заведомо заниженным ценам. Напомним, Ходорковский и Лебедев аргументировали свою невиновность тем, что не они вырабатывали систему ценообразования в компании.
Однако, согласно выводам суда, Ходорковский и Лебедев подкупали основную часть акционеров, а также неподконтрольных им лиц из числа акционеров и высшего менеджмента, оттого те и голосовали незаконно. «Платой» за нужное Ходорковскому и Лебедеву голосование служила выплата «незаконных вознаграждений со счетов подконтрольных Ходорковскому и Лебедеву иностранных компаний».
Зачитывание приговора по второму делу Ходорковскому и Лебедеву началось 27 декабря. С первых слов судьи Данилкина стало ясно, что приговор будет обвинительный. По всем эпизодам, кроме одного (адвокаты предполагают, что речь идет об эпизоде о хищении акций Восточной нефтяной компании), то есть хищению нефти, ее легализации, а также хищению части средств, полученных от реализации нефти, и их легализации, вина Ходорковского и Лебедева подтверждена материалами дела и показаниями свидетелей, сказал судья.
Во вторник заседание суда все еще продолжается. Защитник Лебедева Владимир Краснов рассказал во вторник, что, по информации защиты, судья рассчитывает завершить оглашение в этом году. «В настоящее время суд излагает то, что обвинение считает своими доказательствами», — сказал Краснов.
«Газета.Ru» следит за развитием событий.