Плановой темой заседания Госсовета и президентской комиссии по демографической политике, собравшей в Кремле в понедельник 120 чиновников, была поддержка семьи, материнства и детства. Гостям уже показали инфографику по рождаемости и видео про детей, когда президент решил круто сменить тему.
Открыв заседание, Дмитрий Медведев сразу заявил, что есть проблемы, без решения которых нельзя говорить о счастливом детстве, — это ксенофобия и национальная политика. «Предлагаю поговорить об этом», — огорошил собравшихся президент. Впрочем, он дал поручение администрации подготовить отдельное заседание Госсовета по вопросам межэтнических отношений.
Межнациональные конфликты «смертельно опасны», диагностировал проблему Медведев и сразу перешел к поручениям: руководителям всех регионов — взять под личный контроль вопросы межнациональных и межэтнических отношений; руководителям республик — наладить работу с национальными общинами на других территориях. Главы национальных республик, кстати, присутствовали в зале почти в полном составе: не смогли приехать только глава Чечни Рамзан Кадыров и Адыгеи Аслан Тхакушинов.
Поручения правоохранительным органам были куда жестче. Медведев потребовал усилить борьбу с нелегальной миграцией. «Мы не можем позволить различного рода недоумкам разрушить наш общий дом. Никакие особенности национального характера, обычаи, социальные проблемы, не могут оправдать хамство, вандализм, насилие и погромы», — заявил Медведев и призвал «не заигрывать» с теми, кто не пойдет на диалог.
Московские погромы на Манежной напомнили ему события в Кондопоге, где в драке с чеченцами погибли два местных жителя. «И что, никто не знал о миграционных процессах? О коррупции?» — задал риторический вопрос Медведев. «Можно бесконечно задаваться вопросом, где были Минрегион, МВД, Минздравсоцразвития, Минобразования», — перечислил президент ведомства, ответственные, по его словам, за патриотическое воспитание молодежи. Их и так много, поэтому нового министерства по делам национальностей создано не будет.
Вслед за президентом должны были высказаться представители регионов. Они готовились рассказывать про детские проблемы, поэтому желающих выступить экспромтом было немного.
Мэр Москвы Сергей Собянин даже начал было рассказывать про детей, но быстро перестроился. «В Москве в некоторых районах проживают от 10 до 20 процентов граждан с неславянской внешности. Она – место притяжением всяческих экстремалов, хулиганов и просто любителей острых ощущений со всей страны», — оценил обстановку Собянин и отметил, что нужны « жесткие меры пресечения».
И милиция не единственный рецепт: «Часть подростков, у которых руки чесались повоевать и попрыгать, с удовольствием пошли в армию служить». Напомним, ранее сообщалось, что среди задержанных на Манежной площади и у ТЦ «Европейский» молодых людей обнаружились уклонисты от армии, которые и были тут же направлены на призывные участки.
Источник раздражения, по мнению Собянина, — «любой нелегальный мигрант, непонятно где живущий и непонятно кем опекаемый, он сам является таким источником повышенной опасности с точки зрения и экстремистских проявлений, и преступных проявлений». Надо пересчитать мигрантов и понять, сколько их нужно Москве, предложил мэр столицы.
«Кто готов продолжить?» — спросил Медведев после выступления Собянина. В зале повисла тяжелая пауза. «Не стесняйтесь!» — подбодрил глава государства. Тогда слово взял один из самых молодых и красноречивых губернаторов — руководитель Кировской области Никита Белых. В прошедшее воскресенье губернатор сходил на митинг «Москва для всех» на Пушкинской площади Москвы и оценил роль общественной инициативы в борьбе с ксенофобией. «Я не видел там представителей власти, кроме милиции, — рассказал губернатор. — Там были режиссеры, актеры, представители интеллигенции — вон, Гуриев был», — кивнул он в сторону ректора Российской экономической школы. Президент одобрительно кивнул.
Жителей национальных республик вопросы национальной политики не так волнуют, сообщил единственный добравшийся до трибуны глава национальной республики – Рустэм Хамитов их Башкирии: только полтора процента башкир признались социологам, что это важный для них вопрос. При этом до 30% рабочего времени приходится тратить на решение национальных проблем, признал Хамитов. Он похвастался, что каждый день встречается с руководителями нацдвижений, и Башкирию удалось «консолидировать на базе позитивных нацдвижений».
Министр регионального развития Виктор Басаргин предложил было усилить роль совета по национальной политике (он сам его и возглавляет) и написать дополнительные госпрограммы с дополнительным финансированием, но президент не стал его долго слушать. «Работу в этом направлении неправильно сводить только к программам, под которые необходимо выделить какие-либо средства. Это не то, как надо деньги поделить», — оборвал министра Медведев.
Но все эти слова совершенно не удовлетворили премьера. «Нам должно быть стыдно за то, что происходит», — заявил Владимир Путин, когда президент, наконец, передал ему слово. Он тоже вспомнил про Манежную площадь и напомнил, что «...футбольного болельщика, кто его убил? Не просто выходец с Кавказа — рецидивист, причем за наркотики и тяжкие телесные», который к тому же непонятно как оказался в Москве. Эта история увязывала оба предложения Путина: повышение ответственности за нарушение административного режима (т. е. регистрации) и перевод судов присяжных на окружной уровень.
«Мы совсем недавно приняли решение о том, чтобы регистрация, скажем, в таком городе, как Москва, проводилась заявочным способом через интернет. Видимо, рановато мы перешли к таким либеральным формам регистрации граждан», — сказал премьер.
«Нужно повысить ответственность за нарушения административного режима. У нас в прежние времена была статья за нарушение паспортного режима. Теперь у нас прописка отменена, есть решение Конституционного суда, но в рамках этих решений возможно повысить ответственность за нарушение административного режима вплоть до уголовной», — заявил Путин.
А чтобы суды не могли проявлять излишнюю снисходительность к преступникам-землякам, он предложил «подумать о том, чтобы в соответствии с Конституцией каждый гражданин Российской Федерации, если ему возможно назначение смертной казни, имел возможность воспользоваться судом присяжных, перенести этот уровень на окружной, на уровень федерального округа».
Президент в заключительном слове не стал высказываться так же жестко, как премьер, однако попросил «сделать после совещания серьезные выводы».
За поддержание мира отвечает не ФСБ, а регионы, сместил премьерский акцент Медведев: «Конечно, от федеральной компоненты, от силовых структур многое зависит. Но проблемы возникают не в преступных анклавах — они назревают на улицах.
Вопросами регистрации, как и вопросами миграционной политики, нужно заниматься сообща – регистрационная и миграционная политика должны быть внятной и объяснимой людям».
К таким словам и предложениям руководства никто не был готов. Опрошенные ссылались на полученные на заседании поручения и рапортовали, что готовы их исполнять, при этом довольно осторожно намекали, что «надо дальше смотреть и разбираться».
Так, например, председатель думского комитета по законодательству Павел Крашенинников рассказал «Газете.Ru», что тема регистрации «обсуждалась», но работа над конкретным законопроектом будет начата на весенней сессии. Менее конкретно парламентарий высказался о премьерских инициативах о судах присяжных. Надо обратить внимание на подготовку обвинителей, чтобы они не только говорили юридическим языком, но и эмоционально указывали на силу тех или иных доказательств. «Весь комплекс проблем одним законопроектом не решить», — полагает он. В Кремле тоже пока никаких конкретных поправок по работе судов присяжных не готовят, сообщил источник «Газеты.Ru».