Дебаты по вопросу ратификации договора о СНВ, подписанного в апреле в Праге президентами России и США Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой, продолжались в американском сенате все выходные. Глава американской администрации перенес начало своего рождественского отпуска на Гавайях и в субботу, вместо того чтобы лететь отдыхать, напрямую обратился к лидерам верхней палаты конгресса.
«Новый договор о СНВ не устанавливает ограничений на развитие или развертывание нашей программы противоракетной обороны, — говорится в письме, адресованном лидерам демократического большинства Гэри Риду и республиканского меньшинства Митчу Макконнеллу. –
До тех пор, пока я остаюсь президентом, и до тех пор, пока конгресс обеспечивает необходимое финансирование, США будут развивать и развертывать эффективные системы противоракетной обороны, чтобы защитить американскую территорию, наши развернутые войска, наших союзников и партнеров».
Сенатор-республиканец Джон Кайл, ставший неформальным лидером противников договора о СНВ среди своих однопартийцев, скептически назвал письмо «последней попыткой перетянуть голоса». Вопрос ПРО остается самой щекотливой темой в американо-российских отношениях, хотя с приходом к власти Обамы и произошел пересмотр противоракетной программы. В Москве опасаются, что развитие американских оборонных систем вкупе с модернизацией неядерных наступательных вооружений (в том числе баллистических ракет) сведет на нет паритет стратегических ядерных сил двух стран.
Воскресная инициатива республиканца Джима Риша — изменить текст договора, с тем чтобы вернуть документ на стол переговоров, — провалилась.
Главное требование республиканцев – исключить из преамбулы к договору положение о признании «наличия взаимосвязи между стратегическими наступательными вооружениями и стратегическими оборонительными вооружениями». Это принципиальная увязка, на которой в свое время настаивала Россия.
Американские консерваторы, таким образом, начали реализовывать свою главную угрозу – как можно дольше затянуть обсуждение вопроса, чтобы продолжить его в новом составе сената, где их позиции будут сильнее. Для прохождения договора о СНВ через сенат требуется 67 голосов. Сейчас у демократа Обамы в верхней палате конгресса стабильное, но недостаточное для ратификации договора большинство — 58 человек, включая двух независимых сенаторов, заседающих в крыле демократов. В новом сенате у демократов будет всего 53 голоса.
«Проблема в том на самом деле, чтобы дойти до голосования», — заявил в эфире ABC главный сторонник договора о СНВ среди республиканцев и старший представитель оппозиции в комитете по иностранным делам Ричард Лугар.
В стане противников Обамы понимают, что в итоге дату непосредственного голосования демократы могут назначить самостоятельно, но не сделают этого, не убедив сначала колеблющихся оппонентов. «Мой вывод заключается в том, что они намерены заполучить голосование до Рождества. Но пока неясно, получится ли это», — заметил Макконнелл.
В прессе называется вероятная дата голосования о ратификации договора — вторник, 21 декабря.
Республиканцы заняли круговую оборону. Впервые однозначно против ратификации высказался Макконнелл, объявив в эфире CNN, что помимо возникающих вопросов по ПРО его смущают «неадекватные процедуры верификации», прописанные в договоре. Сенатор Линдси Грэм, на чей голос в Белом доме рассчитывали, громогласно объявил, что ратификацию не поддержит, покуда «русские не объяснятся». «Наши военачальники идут не тем путем, предлагая мне объяснение российской точки зрения. Я хочу, чтобы русские сказали мне, как они смотрят на наши способности создать стратегическую систему ПРО, и для этого мы можем подождать до следующего года», — заявил он в эфире CBS.
Бывший республиканский кандидат в президенты сенатор Джон Маккейн использовал и другой аргумент: он связал перенос оглашения приговора по второму делу Михаила Ходорковского с нежеланием Москвы портить фон для ратификации американцами договора о СНВ.
«Правительство России как будто пытается «похоронить» неудобные новости, объявив о приговоре Ходорковскому в праздничный период, после того как мы в сенате, по плану, должны уже будем закончить наши дебаты по ратификации договора по СНВ», — заявил сенатор в пятницу. Начало оглашения приговора Хамовническим судом было перенесено с 15 на 27 декабря.
Как отмечает The Washington Post, сопротивление республиканского меньшинства объясняется не только разногласиями по вопросу внешней политики с нынешней администрацией, но и тем, «как демократы обращаются с конгрессом в сессию «хромых уток».