Американский сенат в четверг проголосовал за начало процедуры ратификации Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ), подписанного 8 апреля в Праге президентами США и России Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым.
За начало процедуры ратификации проголосовали 66 сенаторов при 32 против. Для прохождения ДСНВ через сенат требуется 67 голосов.
Сейчас у демократа Обамы в верхней палате конгресса стабильное, но недостаточное для ратификации ДСНВ большинство — 58 человек, включая двух независимых сенаторов, заседающих в крыле демократов. Вскоре после Нового года в сенате останется только 53 представителя Демократической партии и двое независимых, склоняющихся к демократам.
Правда, в среду при голосовании по вопросу начала рассмотрения договора за высказались не только демократы, но и восемь республиканцев. Впрочем, это не означает, что они проголосуют и за сам ДСНВ. Заключение нового разоруженческого договора — единственная уверенная победа демократической администрации, и у республиканцев слишком велико желание ее скомпрометировать.
Но и до крайностей не дошло. Лидер республиканского меньшинства сенатор Митч Макконнел дезавуировал прозвучавшую накануне угрозу своего коллеги Джима Деминта, потребовавшего «прочитать вслух каждое слово» соглашения, чтобы выявить все его недостатки. Эту угрозу следовало воспринимать буквально:
он мог настоять на зачитывании всего 17-страничного договора и 165-страничных протоколов к нему, что заняло бы от 12 до 15 часов чистого времени.
Деминт выглядел явно недовольным после разговора с осадившим его Макконнелом, отмечает The New York Times. Лидер меньшинства в высокой степени проявил свой переговорный талант, добившись в последние недели от Белого дома сохранения политики налоговых льгот для богатых слоев населения и похорон в сенате идеи разрешить открытым гомосексуалам службу в армии.
Комментируя угрозы республиканцев, пресс-секретарь Обамы Ричард Гиббс заметил, что оппоненты президента «небывало опустились, выставляя впереди национальных интересов политические трюки». «Это тот самый вид вашингтонской политики, который так надоел американскому народу», — резко заявил чиновник.
Дебаты по существу вопроса о ратификации начнутся в сенате в четверг и могут занять несколько дней. Времени осталось мало — на следующей неделе сенат уходит на рождественские каникулы. Голосование по ДСНВ может быть назначено на воскресенье.
Обама спешит провести договор через сенат до Нового года. «Сессия хромых уток» — последняя сессия сената нынешнего созыва — заканчивается 31 декабря, а в новом составе верхней палаты, который соберется 5 января, у демократов будет всего 53 голоса. Десять новоизбранных сенаторов-республиканцев уже адресовали Белому дому письмо, в котором попросили не рассматривать ратификацию ДСНВ в старом составе конгресса, поскольку хотят «внимательнее изучить договор» в связке с программой противоракетной обороны и модернизации американских ядерных лабораторий и арсеналов. Главный противник договора Джон Кайл так и не удовлетворился обещанием Обамы выделить дополнительные $4,1 млрд к тем $80 млрд, что утверждены в бюджете для модернизации американских ядерных арсеналов.
Демократы же ссылаются на то, что каждый день без договора означает еще один день без должной защиты США. «Каждый день задержки означает, что террористам становится проще наложить руки на ядерное оружие», — предупреждает офис лидера демократического большинства в сенате Гэри Рида.
Правда, эта спешка уже лишила демократов как минимум одного голоса. Ранее поддерживавший договор республиканец Ламар Александер поддержал Джона Кайла, заявив на пресс-конференции, что просто продавливать ратификацию — это «безрассудный способ рассмотреть договор».