Во вторник утром правительственная комиссия приняла решение проложить высокоскоростную трассу Москва — Санкт-Петербург по первому варианту, то есть через Химкинский лес. О решении сообщил председатель комиссии вице-премьер Сергей Иванов. Оно «полностью юридически обосновано», заявил Иванов.
«По поводу строительства трассы по указанному варианту есть решение Верховного суда. Как мы можем игнорировать это обстоятельство? Мы вообще правовое государство или нет?» — аргументировал вице-премьер.
Решение уже поддержал президент России Дмитрий Медведев. По словам его пресс-секретаря Натальи Тимаковой, что проект вышел на ту стадию, когда остановить его практически невозможно. В ходе подготовки решения, в результате активного диалога между экологами, представителями гражданского общества, существенно были увеличены компенсационные меры. Президент «надеется, что они минимизируют ущерб, который был нанесен», — сообщила Тимакова.
Как пояснила пресс-секретарь, Медведев считает, что любые сложные проекты, затрагивающие интересы граждан, экологические вопросы, должны обсуждаться, быть предметом диалога между властью, бизнесом и гражданским обществом. «Глава государства считает, что пример с Химкинским лесом должен быть уроком того, что такой диалог необходим», — заявила она.
Работы по прокладке трассы были приостановлены в конце августа по решению Дмитрия Медведева, после ряда громких акций протеста жителей Химок и Москвы против прокладки магистрали непосредственно через лес. По другому варианту, трасса должна была пройти через земли Молжаниновского района — в этом случае потребовалось бы вырубить почти вдвое меньше леса, но расселить пришлось бы не два жилых дома, как в первом варианте, а куда больше.
Кроме того, при пересмотре решения в пользу леса из проекта, вероятно, выбыл бы иностранный инвестор — французская компания Vinci, которая участвует в этом проекте через Северо-Западную концессионную компанию. В случае отмены решения о прокладке трассы через лес пришлось бы проводить новый конкурс, а значит, выплачивать неустойку победителям предыдущего в размере около 5 млрд рублей. Позиция французской стороны обсуждалась на прошлой неделе на встрече Медведева с французским премьером Франсуа Фийоном в Москве.
Защитники леса до последнего надеялись на защиту президента. «26 августа президент остановил строительство дороги через Химкинский лес, и, значит, никто, кроме него, не может принять окончательное решение по этому вопросу», — пояснил логику экологов активист Движения в защиту Химкинского леса Ярослав Никитенко.
«Мы надеемся, что президент проявит политическую волю и не станет прятаться за спину Иванова. И от того, какое решение примет Медведев, станет понятно, на чьей он стороне — коррумпированных чиновников или общества. И от этого решения будет зависеть результат президентских выборов 2012 года, так как большинство граждан против прокладки дороги через Химкинский лес», — заявил Никитенко утром, когда еше не было известно о реакции президента.
«Наша борьба продолжится в том же духе», – заявил «Газете.Ru» представитель движения Сергей Агеев, отвечая на вопрос о дальнейших действиях защитников Химкинского леса. «Мы как действовали, так и будем действовать, – заявил он. – Ведь это огромный, колоссальный скандал. Проблема уже вышла на мировой уровень, поэтому скандал будет большой».
В частности, защитники леса надеются повлиять на иностранных инвесторов проекта, однако как именно, они пока не решили.
По словам Иванова, строительство начнется только после окончательного одобрения проекта Дмитрием Медведевым. Доклад правительственной комиссии с решением о прокладке трассы через Химкинский лес будет направлен президенту сразу после заседания комиссии. «Мы в нем изложили все «за» и «против». Мы понимаем, что тема резонансная. Мы постарались максимально объективно подойти ко всем аспектам строительства дороги и очень внимательно, поверьте, рассматривали все экологические аспекты», — заверил Иванов.
Представители «Автодора» сообщили, что готовы приступить к работе в кратчайшие сроки. Значительный участок леса был вырублен еще летом.
В свою очередь, член Общественной палаты Анатолий Кучерена заявил, что палата берет дальнейшее строительство под свой контроль. «Мы договорились, что Общественная палата совместно с экологическими движениями, с гражданами будет осуществлять общественный контроль за тем, как будут развиваться события», — заявил адвокат. Как подчеркнул А. Кучерена, «мы договорились, что там (на участке через Химкинский лес) не будет никакого сервиса — никаких хачапурен и даже заправок». «Речь идет о том, чтобы не было дальнейшего расширения трассы в лес, чтобы его вырубка была минимизирована», — сказал он.
20 декабря в Общественной палате будут представлены итоги независимой экспертизы проектов прокладки трассы Москва — Санкт-Петербург, проводившейся под руководством заслуженного эколога России Тамары Злотниковой.
По словам помощника президента Аркадия Дворковича, вероятность принятия решения о строительстве трассы по альтернативному маршруту через Молжаниново была значительно выше несколько лет назад. Помощник президента рассказал «Газете.Ru», что «если бы сейчас был 2003—2004 год, то, исходя из анализа разных вариантов строительства дороги, вероятность принятия решения о другом маршруте была бы существенно выше». Он напомнил, что на прошлой неделе властями Санкт-Петербурга было принято решение о переносе места строительства «Охта-центра». «Когда есть желание, можно решать по-другому», — отметил помощник президента.
Помощник президента пояснил, что в ходе подготовки решения была проверена законность и соответствие международным нормам утвержденного варианта маршрута скоростной трассы Москва — Санкт-Петербург. «И законность, и соответствие международным нормам были подтверждены надлежащим образом. Соответствие международным нормам было проверено прежде всего концессионером», — заявил он «Газете.Ru». Французская компания Vinci не пошла бы в этот проект, если бы не была на 100% уверена в соответствии утвержденного правительством проекта международным нормам.
Строительство скоростной трассы будет контролироваться на протяжении всех работ. «Надо, я думаю, поставить видеокамеры на участках, связанных с наибольшими рисками для экологии», — заявил Дворкович «Газете.Ru». Он отметил, что наиболее сложный участок — это строительство моста через канал.
По итогам обсуждения в российское законодательство будут внесены доработки. В частности, будет внесена поправка, обязывающая при строительстве считать вырубку леса не по кадастровой стоимости, как это есть сейчас, а по рыночной. «Это означает, по сути, что нужно не столько же посадить (деревьев), а в несколько раз больше», — заявил Дворкович.
Ряд решений будет касаться самого Химкинского леса. Ему будет возвращен статус природного парка регионального значения, будет запрещено вести строительные работы в устье Клязьмы во время наиболее опасного периода для рыб — весной и в начале лета.