В ближайшее время глава ФСБ Владимир Бортников может утвердить ведомственную инструкцию по организации и проведению профессионального психологического отбора в органах федеральной службы безопасности. Проект документа опубликован на сайте службы. Для психологической проверки лиц, поступающих на службу в органы госбезопасности, военнослужащих-контрактников и абитуриентов учебных заведений ФСБ попросят добровольно ответить на вопросы психологических письменных и устных тестов и пройти опрос на детекторе лжи.
Эти меры, по замыслу самих чекистов, должны «определить профессиональную пригодность», «установить события, которые повлияли на формирование личности, изучить мотивы, определившие выбор профессии» и «определить наличие у кандидатов факторов риска».
Под факторами риска чекисты подразумевают «значимую для определения профессиональной пригодности негативную информацию, касающуюся поступков, поведения, биографии кандидатов», в том числе злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, связи с криминальными структурами, участие в незаконном обороте оружия и совершенные в прошлом уголовные преступления. Также чекисты хотят знать размер доходов кандидата или абитуриента и его ближайших родственников. Эти вопросы будут задаваться в ходе теста на полиграфе.
На устном тесте кандидатов в чекисты попросят рассказать о «любимых занятиях в свободное время», «любимых произведениях художественной литературы (2–3 названия)», «любимых артистах, художниках» и «деятелях науки, общественных деятелях, к которым испытывают наибольшее уважение».
Тестирование, согласно инструкции, будут проводить Центральная научно-исследовательская лаборатория психофизиологии и психологии труда ФСБ России, региональные центры и лаборатории военно-медицинских подразделений органов безопасности и профессиональные группы психологического отбора образовательных учреждений ФСБ России. Они должны будут вынести вердикт о годности кандидата к службе в органах.
В результате этого отбора ФСБ рассчитывает набрать
людей с достаточным уровнем интеллектуального развития, способных на логические умозаключения и четкое изложение информации, эмоционально устойчивых и зрелых, энергичных, смелых, с высоким уровнем патриотизма и преданности Российской Федерации, соблюдающих нормы общественной морали и адекватно себя оценивающих.
Этот список необходимых качеств прилагается к документу.
Причины, вызвавшие необходимость принятия этой инструкции, в ФСБ не называют, предлагая обратиться к ним с официальным запросом. Не раскрывают методик работы и в лаборатории психофизиологии и психологии труда ФСБ. Но генерал-майор КГБ в отставке Алексей Кондауров вспоминает, что подобная практика существовала и раньше. «Я проходил тесты, достаточно подробные и всеобъемлющие, — рассказал он «Газете.Ru». – Упражнения на реакцию, внимательность. Но таких вопросов мне не задавали».
По словам Кондаурова, дурные привычки, уровень дохода и связи с криминалом «выявлялись с помощью агентурной работы, а вопрос патриотизма даже не стоял». «В ФСБ брали только членов партии, а это по определению означало, что человек предан интересам Советского Союза», — пояснил генерал. По мнению собеседника «Газеты.Ru»,
«большинство этих благонравных вопросов никому не нужны», зато идею выявления материального благосостояния кандидатов он приветствует с учетом «зашкаливающего уровня коррупции».
Зампред комитета Госдумы по безопасности полковник КГБ в отставке Геннадий Гудков также от идеи не в восторге. «Я сторонник старых форм изучения. Мы раньше отбирали людей, которые уже как-то себя зарекомендовали, и изучали их биографии, семьи, круг общения, — сказал он. — При всем уважении к психологам, я бы не стал доверять им стопроцентно. Психолог — это только вспомогательное звено, которое может выявить скрытые патологии». Идея полиграфа, как заявил Гудков «Газете.Ru», его также смущает. «Как можно ответить на вопрос, собираешься ли ты предать родину когда-то в будущем? — недоумевает он. — Проводить такие тесты регулярно очень дорого, к тому же у нас нет такого числа специалистов».