Поводом для «встречи с кандидатами в президенты», а на самом деле митинга в центре Минска, где ранее оппозиции никогда не разрешали акции, противники президента Александра Лукашенко сделали годовщину референдума 1996 года, на котором нынешний глава государства изменил конституцию, получив неограниченные властные полномочия. Первым людей на Октябрьскую площадь призвал в своем телевыступлении кандидат Виталий Рымашевский, на следующий день то же самое сделал Николай Статкевич.
Власти Минска закрыли Октябрьскую площадь, как и еще три столичные площади, для любых массовых мероприятий.
На протяжении двух дней белорусская милиция во всех выпусках новостей предупреждала о незаконности любых сборищ на площади, в 50 метрах от которой расположен президентский дворец. Прокуратура без промедления вынесла обоим кандидатам предупреждения за призывы к нарушению закона. В свою очередь глава ЦИК Лидия Ермошина пригрозила политикам снятием с выборов.
Вечером 24 ноября на Октябрьской площади собрались не менее 5 тысяч человек — это крупнейшая оппозиционная демонстрация с 1999 года. С тех пор любые массовые акции оппозиции жестко пресекались.
В этот раз на площади не оказалось ни одного милиционера в форме, кроме трех офицеров из информационной группы МВД. Их место заняли милиционеры и сотрудники КГБ в штатском. Мужчины с похожими стрижками, в одинаковых коротких куртках даже не пытались прятать рации. ОМОН в полной экипировке, с бронированными спецмашинами занял окрестные дворы. С огромного рекламного телеэкрана, установленного на площади, собравшимся опять напомнили о предупреждении прокуратуры и о незаконности акции, но безрезультатно.
Митинг на Октябрьской площади вели три кандидата в президенты: Виталий Рымашевский, Николай Статкевич и присоединившийся к ним Владимир Некляев. «Лукашенко пора уходить. 19 декабря мы не будем уже говорить — мы будем действовать», – таким был лейтмотив практически всех выступлений.
На площади также присутствовали секретарь Центризбиркома Николай Лозовик и начальник управления по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов Генпрокуратуры Павел Родионов. Такое представительство властей на оппозиционном мероприятии является для Белоруссии беспрецедентным.
Участники мероприятия буквально на коленке написали петицию в ЦИК, в которой потребовали отменить досрочное голосование и включить в состав избирательных комиссий представителей оппозиции. Петицию решили незамедлительно передать в Центризбирком. Толпа, ведомая теперь уже двумя кандидатами (Рымашевским и Статкевичем), развернула перед собой растяжку «Саша, сыходзь!» («Саша, уходи») и двинулась на площадь Независимости, также закрытую для массовых мероприятий. Но ней расположено большое административное здание, в котором размещаются парламент Белоруссии, совет министров и ЦИК. Митингующие, двигавшиеся по проспекту, не встретили ни малейшего сопротивления со стороны милиции. Но ряды протестующих заметно поредели – их насчитывалось уже не больше трех тысяч.
На площади Независимости ОМОНа также не оказалось, поэтому кандидаты в президенты попытались передать обращение к главе ЦИКа Ермошиной. Этого им не удалось: железные ворота, ведущие на территорию, были закрыты, охрана впускать кого-либо отказалась, сославшись на то, что «в ЦИКе уже никого нет». Митинг еще некоторое время продолжался возле памятника Ленину, на ступеньках, ведущих к парламенту и Совмину. Участники митинга потребовали освобождения политзаключенных, после чего акция была объявлена законченной.
Прямо в ходе акции руководитель пресс-службы ГУВД Мингорисполкома Александр Ластовский заявил, что участники акции нарушили как административное, так и избирательное законодательство. Органы МВД собирают информацию об акции, которая будет незамедлительно передана в ЦИК.
Теперь Статкевичу и Рымашевскому грозит административная ответственность, а также, что намного более важно, отмена регистрации в Центризбиркоме. Но, судя по всему, они сознательно пошли на эту жертву. Дело в том, что Статкевич и Рымашевский – кандидаты «второго эшелона». Лидеры гонки – Владимир Некляев, Андрей Санников и Ярослав Романчук.