Комиссия по организации госслужбы российского казачества при профильном совете при президенте под председательством замглавы МВД генерал-полковника Михаила Суходольского в среду обсудила внесенное ранее в совет предложение казаческих организаций приравнять казаков к участковым. Письмо с этой инициативой (текст имеется у «Газеты.Ru») атаман Кубанского казачьего войска вице-губернатор Краснодарского края Николай Долуда написал Суходольскому еще в мае этого года, но напомнил о нем после массового убийства в кубанской станице Кущевской.
Выступая 20 ноября на отчетно-перевыборном казачьем сборе в Краснодаре, Долуда заявил, что кущевские казаки не могли не заметить, что «в станице в течение долгого периода творился беспредел», но ни разу не доложили ему об этом.
Преступники выглядели гораздо организованнее казачьего войска, сетовал атаман.
«Я понимаю, казаки не могут раскрывать преступления, задерживать бандитов, у нас нет на то полномочий, да и из оружия только собственные кулаки, но ведь выявить и предупредить мы можем!» — посетовал атаман. Он пообещал обеспечить в станицах и на хуторах «совершенно другой уровень безопасности», если МВД поделится с казаками частью полномочий на уровне муниципальной милиции. Это, по словам Долуды, поможет компенсировать запланированное сокращение на 15—20% штата МВД в ходе реформы правоохранительной системы, которое должно затронуть и участковых. Выслушав предложения своего атамана, кубанские казаки единогласно переизбрали Долуду еще на один пятилетний срок.
На заседании комиссии в Москве идеи кубанского атамана поддержали и донские казаки. Как доложил на заседании комиссии представитель Войска Донского помощник атамана Виктора Водолацкого Сергей Рындин, казаки уже «зарекомендовали себя как эффективное средство нормализации ситуации» и готовы после переподготовки взять на себя обязанности сельских участковых или их помощников в малонаселенных хуторах и станицах. В отличие от участковых, которые часто не живут там, где служат, казаки хорошо знают население и пользуются авторитетом среди соседей, рассуждает помощник кубанского атамана Константин Перенижко: «Они чем-то похожи на американских шерифов, только без кольта, конечно». К казакам часто обращаются с просьбами о помощи в бытовых конфликтах, продолжает Перенижко — «там, подрался кто-то».
Было бы логично дать им право составлять административные протоколы, считает он.
Долго переучивать казаков на шерифов не понадобится, заверил «Газету.Ru» Перенижко: среди них много бывших военных и отставных милиционеров.
Опыт сотрудничества с силовиками у казаков большой, но преимущественно декоративный, признают и сами казаки.
По закону о госслужбе они могут быть задействованы в охране госграниц, культурных объектов, участвовать в ликвидации чрезвычайных ситуаций и тушении пожаров. В Краснодарском крае, по данным Кубанского войска, сейчас действует 46 казачьих дружин общей численностью 1531 человек. Они уже несколько лет по договору с администрацией края и ГУВД патрулируют улицы и краевой аэропорт на правах народных дружинников. Около 2000 пеших донских казаков и десять конных дружин работают с ГУВД Волгоградской и Ростовской области. Казакам не разрешено самостоятельно и по собственной инициативе задерживать нарушителей, составлять на них протоколы, и, конечно, они не имеют права применять оружие, даже то, которое они носят как часть казачьей формы, — шашку или кинжал. Носить их казакам разрешено, а пускать в ход — нет. «Сейчас казаки ничем не защищены. Когда казак идет с милиционером по улице, милиционер защищен законом «О милиции», а казак порой вынужден с голыми руками идти на бандитов», — отмечает Водолацкий.
На табельное оружие казаки пока не претендуют, хотя в будущем такой вопрос, скорее всего, будет поставлен, не исключает заместитель атамана Кубанского войска Николай Перваков. «Мы отдаем себе отчет в том, что это очень серьезная тема, и не торопим события, мы не хотим никакой махновщины», — заверил «Газету.Ru» Перваков.
По словам одного из участников заседания у Суходольского, реакция генерал-полковника была «сдержанно положительной». Замминистра поручил атаманам подготовить более подробные предложения по казачьей милиции, а пока предложил дождаться принятия федерального закона о полиции.
Идея дельная, считает глава Федерации профсоюзов работников органов внутренних дел Михаил Пашкин: «Казаки куда ближе к народу, чем нынешняя милиция, и в отличие от нее пользуются авторитетом». Но перспектив получения права на табельное оружие у них нет и не будет даже после принятия закона о полиции, который не предусматривает такой возможности, убежден эксперт.