В понедельник в Минске Александр Лукашенко заслушал доклад правительства о плане применения региональной группировки войск сил Белоруссии и России. Группировка войск создана двумя странами для защиты западных границ и регулярно участвует в совместных учениях, ближайшие из которых запланированы на 2011 год.
«Мы, конечно, будем исполнять свои функции. Но мы их можем исполнять только при поддержке России, ну хотя бы вооружением. Это не подход, когда нам порой предлагают покупать вооружение за свой счет, да еще, как они умеют говорить, по рыночным ценам», – заявил Лукашенко. «Естественно, что здесь, на этом направлении, Россия заинтересована в том, чтобы белорусская армия была в порядке. Поэтому надо помогать. Я об этом говорю публично, я этого не боюсь и могу повторить это где угодно» — добавил он.
По словам Лукашенко, «решение о применении региональной группировки войск – это серьезнейшее решение, и оно должно приниматься в рамках Высшего госсовета (на уровне президентов двух стран — «Газета.Ru»)». «Никакие документы в рабочем порядке я подписывать не буду. Так и передайте министру обороны и президенту Российской Федерации. Есть ВГС, вот он соберется — мы рассмотрим этот план. Я знаю, что мой российский коллега рассмотрел этот план, они в России согласились с ним. Сейчас мы его рассмотрим, а на ближайшем заседании ВГС утвердим. Это будет правильно», — пояснил президент Белоруссии.
«Нас считают все время нахлебниками. Общество должно знать, что мы не нахлебники, а выполняем настолько важную функцию по защите — здесь в том числе — и российского государства. Вот, в чем правда. Мы свято выполняем свои функции по защите (я считал и до сих пор считаю) нашего общего Отечества, — сказал также Лукашенко. — Нет чужой для нас Белоруссии – это наша страна, где мы живем и где будут жить наши дети. И нет чужой России: с Россией мы будем всегда вместе, какие бы катаклизмы ни происходили. У России сегодня на западном направлении практически нет ничего, и Россия рассчитывает на белорусские вооруженные силы. И она вправе на это рассчитывать, какие бы ни были у нас с ними политические неурядицы».
Причина того, что Минск требует от Москвы бесплатное оружие, проста: на том же совещании Лукашенко признал, что из-за кризиса собственное производство оружия в Белоруссии затруднено. В частности, белорусский президент заявил о необходимости внимательного изучения предложений правительства по корректировке в сторону сокращения объемов финансирования государственной программы вооружения до 2015 года, против чего выступают белорусские военные. «Не исключено, что нам придется что-то корректировать», — сказал Лукашенко, признав, что финансово-экономический кризис отразился на экономике страны. «Вызывает сожаление, что это приходится здесь обсуждать. Военные занимают жесткую, непримиримую позицию, а правительство экономически обосновывает свою позицию», — сказал Лукашенко. В этой связи он предложил рассмотреть данный вопрос и принять решение, «исходя из реалий». «Если у нас есть малейшая возможность выполнить тот план финансирования государственных военных программ, то его надо выполнять. Если у нас сегодня что-то не складывается, то мы об этом должны честно и конкретно говорить, планировать, исходя из того, что у нас есть в наличии», — заявил президент.
Что конкретно Белоруссия хочет получить от России, Лукашенко не уточнил. По мнению белорусского политолога Виктора Демидова, «здесь надо смотреть прежде всего, что Белоруссии не нужно». «Не нужно стрелковое оружие: его с советских времен осталось на сто лет непрерывной войны, ведь с белорусской территории снабжалась вся Западная группа войск. Не нужны системы ПВО: их Россия и так щедро поставляет, поскольку единая система ПВО Союзного государства действительно прикрывает Россию с Запада, — заявил он. – Но нужны танки, самоходки, БТР — то есть то, что Минск последние полтора десятка лет активно продавал в основном в Африку и Латинскую Америку».
Кое-что, уточнил эксперт, Белоруссия, впрочем, производит сама. «Военную электронику активно экспортирует, в Россию также поставляются шасси для комплексов «Тополь», С-300 и С-400 и много чего еще. Очень многие российские вооружения ездят на белорусских колесах», — сообщил он.
Каких-либо конкретных договоренностей между Россией и Белоруссией по этому поводу пока нет, полагает член общественно-консультативного совета при администрации президента Белоруссии Сергей Мусиенко.
Источник «Газеты.Ru» в Рособоронэкспорте сообщил, что у ведомства планов «помочь Белоруссии, кроме как на коммерческой основе, нет». «Хотя все возможно», — не исключил источник.
Политолог Кирилл Коктыш, впрочем, считает, что шансы Белоруссии получить российское оружие невелики. «Между нашими странами есть определенные программы сотрудничества, и за их рамки никто выходить не будет, — сказал он «Газете.Ru». – Лукашенко об этом известно, учитывая российскую риторику последних лет. Так что адресат этого заявления, скорее всего, находится внутри страны – это избиратели». Коктыш также считает, что заявление Лукашенко связано еще и с прошедшим в Лиссабоне саммитом Россия — НАТО, который «продемонстрировал окончание холодной войны». «Белоруссия традиционно позиционирует себя как плацдарм на западном направлении и не хочет потерять этот статус», — заключил эксперт.