В среду заместитель начальника иранской базы ПВО Хатамол-Анбия, бригадный генерал Мохаммад Хасан Мансуриан сообщил, что его страна готовится провести испытания новых ракет собственного производства.
«Системы противовоздушной обороны, сходные с С-300, проходят огневые испытания и доработку в полевых условиях. Другие системы дальнего радиуса действия находятся в стадии разработки и производства», — цитирует генерала главный иранский государственный телеканал Press TV.
Мансуриан открыто связывает эти испытания с сорвавшейся поставкой российских С-300 (сделка с Россией была окончательно отменена в конце сентября). Кроме того, он пообещал и в дальнейшем сообщать «хорошие новости» об иранских разработках. Генерал добавил, что страна также преуспела в производстве новой противоракетной системы Mersad и ракет Shahin, успешно заменив ими устаревшие, по его словам, западные аналоги.
22 сентября президент Дмитрий Медведев подписал указ № 1154 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН от 9 июня 2010 года», запрещающий поставку зенитно-ракетных установок С-300 Ирану. Документ, в котором комплекс прописан конкретно, предусматривает запрет на «транзитное перемещение через территорию России, вывоз с территории России в Иран, а также передачу Ирану вне пределов России с использованием морских и воздушных судов под флагом России любых боевых танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем большого калибра, боевых самолётов, боевых вертолётов, военных кораблей, ракет или ракетных систем, как они определяются для целей Регистра обычных вооружений ООН, либо материальных средств, связанных со всем перечисленным, включая запасные части». Россия отказалась от поставки, несмотря на то что договор о поставке ЗРК Ирану был заключен еще в 2007 году. Его реализация, впрочем, постоянно откладывалась. Сумма контракта порядка $800 млн — это 10% от всего российского военного экспорта.
После форс-мажорного отказа России от сделки, иранская сторона начала оказывать серьезное давление на российские власти, в частности грозить судебными тяжбами. 7 октября глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов официально объявил, что Россия готова вернуть Ирану аванс в размере $166,8 млн, тем самым конфликт был исчерпан. Эксперты тогда заявили, что таким образом Россия оставила варианты на будущее сотрудничество с Ираном. А уже 1 ноября власти Израиля сообщили России, что Иран может получить С-300 через Венесуэлу, своего ближайшего латиноамериканского союзника. Пока опасения Тель-Авива не подтвердились.
Впрочем, как заверил «Газету.Ru» директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров, необходимость Тегерана в разработанных за границей ракетах вообще сильно преувеличена.
«Я ожидал, что Иран публично откажется от российских систем, — говорит он. – Аналоги у Тегерана есть давно. Частично они основаны на китайских. Так что ракетная программа Ирана довольно продвинута». Первые аналоги, по словам Сафарова, появились еще два года назад, но «по точности попадания и дальности они были невыразительными». «Скорее всего, еще через два-три года все эти проблемы окончательно будут устранены», — уверен эксперт. Таким образом, как заявил Сафаров «Газете.Ru», можно с уверенностью говорить, что вариант отмены поставок Иран рассматривал и раньше и был готов к такому развитию событий.
Главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Дмитрий Васильев с оценкой Сафарова категорически не согласен. «Аналог С-300 есть только у США, и он называется Patriot, — говорит он. — Что-то подобное — систему HQ9 — пытались делать китайцы. Она похожа по характеристикам, но сильно не дотягивает до оригинала. Возможно, иранцы воспользовались этой технологией». Впрочем Васильев убежден, что заявления Ирана – это «очередной популистский блеф».