Спикер итальянского парламента Джанфранко Фини потребовал от премьера Сильвио Берлускони уйти в отставку и сформировать новое правительство, в противном случае сторонники Фини выйдут из коалиции, и правительство падет само, что приведет к досрочным парламентским выборам. В воскресенье Фини, бывший лидер итальянских неофашистов, впоследствии остепенившийся и с 1995 года поддерживающий Берлускони, выставил на митинге в Перудже своему бывшему патрону ультиматум.
Развод Фини с Берлускони произошел еще в июле, когда спикер парламента объявил о своем выходе из блока «Народ свобод», который они создавали с нынешним премьером в 2008 году. Фини раздосадовал отказ Берлускони инициировать изменения в избирательное законодательство, которые предоставляли бы больше мест депутатам с поддерживающего спикера юга страны.
Тогда за Фини последовали около 40 депутатов нижней палаты парламента. Однако новое движение «Будущее и свобода для Италии» не присоединилось к оппозиции, продолжив поддерживать нынешнее правительство.
Позиции Берлускони сейчас как никогда шатки. Последний год его правительство провело в попытках отбиться от нападок левой оппозиции в лице Демократической партии, вытаскивающей на свет коррупционные сделки членов кабинета, и продавливая законы, расширяющие судебный иммунитет самого премьер-министра. Фини же, забыв о своих ультраправых корнях, представляет себя как наследника самого благопристойного консерватизма, упрекая своих бывших соратников в ксенофобии и гомофобии.
На минувшей неделе премьер оказался в центре двух очередных скандалов: его в который раз обвинили в сексуальных похождениях, а также в употреблении наркотиков. Супружеские измены Берлускони давно никого не удивляют: в итальянский политический сленг прочно вошло понятие «бунга-бунга», описывающее практику, когда премьера в бассейне окружают голые красотки.
Однако на этот раз премьер-министр зашел дальше. Он якобы позвонил миланскому прокурору с требованием выпустить из-под стражи некую Кариму Кейек, танцовщицу живота марокканского происхождения, по прозвищу Ruby Rubicuore (или «Яхонтовая сердцеедка»). Кейек, как писала газета La Repubblica, участвовала в оргии, устроенной на вилле премьера Аркоре под Миланом на день святого Валентина. На вечеринке марокканская танцовщица выдавала себя за племянницу египетского президента Хосни Мубарака, а в тюрьму попала по обвинению в краже €3 тысяч из кассы школы танцовщиц. Комментируя происшедшее, Берлускони заявил репортерам: «У меня большое сердце. Я помогаю всегда, когда кто-то находится в беде».
Другая фигурантка встреч в Аркоре призналась журналистам, что на вечеринках гостям открыто предлагалась марихуана.
Фини не стал упоминать об этой истории, но его слова о «потере приличий и моральной твердости в поведении тех, кто, как публичные персоны, должны подавать собой пример», были интерпретированы однозначно.
Против премьера выступил даже Ватикан. На прошлой неделе в Милане кардинал Диониджи Теттаманци сравнил правление Берлускони с римскими временами «хлеба и зрелищ». «Мы должны выступить против того серьезного ущерба, который наносится нашему обществу, терроризируемому смущающими гедонистическими посланиями, которые угрожают превратить все в шутку и забаву», — заметил церковный иерарх.
Сам Берлускони полон решимости сохранить власть: «Я останусь, несмотря на каждодневные беспочвенные нападки на мою персону, останусь до тех пор, пока итальянцы поддерживают меня».