Депутаты-единороссы Анатолий Козерадский, Ольга Носкова и Валерий Корнилов внесли в Госдуму поправки к закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Депутаты предлагают обязать банки контролировать все операции с наличными деньгами, сумма которых превышает 600 тысяч рублей, и разрешить им отказывать клиентам в проведении сомнительных платежей.
«Предлагаемые изменения позволят взять под обязательный контроль все операции с наличными денежными средствами на сумму, равную 600 тысячам рублей или большую, за исключением операций между кредитными организациями», — объясняют авторы цель нововведения в пояснительной записке к законопроекту.
Сейчас обязательному контролю со стороны банков должны подлежать лишь некоторые виды наличных операций, сумма которых равна или превышает 600 тысяч рублей. Например, внимание должно быть уделено сделке по снятию или зачислению денег на счет юрлица в случае, если «это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности» или если одним из участников операции является лицо, имеющее отношение к государству, не участвующему в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Поправки призваны расширить возможности банков в сфере контроля, объяснил «Газете.Ru» соавтор законопроекта депутат Козерадский. По его словам, сейчас возможности банков существенно ограничены и даже, если они не хотят проводить какие-то операции, они не имеют права отказать.
Если сейчас отказать в открытии счета банки могут лишь при наличии сведений об участии клиента в террористической деятельности, то депутаты предлагают дать банкирам возможность отказываться от работы даже в случае наличия «обоснованных подозрений» в такой деятельности.
Помимо этого депутаты хотят предоставить банкам возможность отказывать от проведения сделок в случае, если у них есть информация («полученная в соответствии с законом в процессе документального фиксирования»), которая указывает на запутанный или необычный характер проводимой операции и не имеет очевидного экономического смысла.
В проведении операции может быть отказано и в случае, если при открытии счета или вклада клиентом были представлены недостоверные документы. Равно как и в случае, если держатель счета неоднократно в течение года отказывался предоставлять требуемые банком документы. Наличие информации о причастности к финансированию терроризма или отмыванию доходов тоже может служить поводом для отказа в проведении платежей.
Авторы надеются, что такие ограничения дадут банкам механизм для борьбы с фирмами-однодневками, которые могут использоваться для отмывания доходов или финансирования террористической деятельности. По мнению экспертов, в случае принятия поправок шансы на это, действительно есть. Так, по словам старшего юриста юридической компании «Налоговик» Антона Кротина, обслуживание банками фирм-однодневок является типичной проблемой Росфинмониторинга. «Такие компании часто используют в своей деятельности несуществующий адрес: в уставе написано, что постоянный орган в лице генерального директора находится в определенном офисе, а на самом деле офис — это подсобное помещение торгового центра с еще десятком фирм на двух квадратных метрах», — говорит Кротин. По его словам, нарушения по регистрации компаний формально являются заботой налоговиков, но они не очень хорошо справляются со своей задачей, и это сильно мешает органам финмониторинга, поэтому они решили воздействовать через банки.
При этом, как вспоминает эксперт, в арбитражной практике этого года уже состоялось решение Высшего арбитражного суда, которое признало незаконным требования банка. «Банк хотел расторгнуть договор с клиентом-однодневкой, потому как клиент обманул банк при заключении договора. Однако суд разъяснил, что для заключения договора клиенту вовсе не нужно сообщать достоверные сведения о своем юридическом адресе, поэтому банку в претензиях отказали», — объяснил он.
По словам Кротина, депутаты решили учесть мнение суда и посчитали допустимым внести изменения в закон об отмывании и теперь клиентам банка запрещено подавать неверные о себе сведения при заключении договора. «Банк теперь имеет право отказаться от исполнения договора, если усмотрит предоставление от клиента такой недостоверной информации. Или если Росфинмониторинг объявит организацию пособником террористов», — объясняет эксперт.
По словам Козерадского, вносимые изменения готовились авторами совместно с представителями банковского сообщества, однако Думой законопроект принят, скорее всего, не будет, так как на него пришел отрицательный отзыв из правительства.
По мнению правительства, на которое ссылается депутат, существующих мер достаточно, и предлагаемые депутатами механизмы уже прописаны в других законах.
Тем не менее депутат надеется, что обсуждение законопроекта в нижней палате сможет послужить началом общественной дискуссии по этому вопросу. «Так часто бывает, если даже правительство не соглашается, то после обсуждения выясняется, что проблема есть и ее надо решать», — говорит он.