Россия и Иран ведут переговоры, как компенсировать Тегерану средства, выплаченные за поставку зенитных ракетных комплексов С-300. В сентябре Москва отказалась выполнять контракт из-за введения резолюцией Совета Безопасности ООН эмбарго на поставку тяжелых вооружений в Иран. «Контракт аннулирован, ведем переговоры, каким образом компенсировать полученные от Ирана средства», – заявил в четверг глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов.
По словам Чемезова, «готовятся необходимые документы, должно быть выпущено постановление правительства о выделении из бюджета средств».
Глава «Ростехнологий» уточнил, что по контракту предусмотрены форс-мажорные обстоятельства, а это «именно такой случай». Чемезов отметил, что в этом году вряд ли удастся вернуть деньги Ирану.
Договор о поставках Ирану пяти дивизионов ЗРК С-300 был подписан еще в 2007 году. Сумма сделки оценивается в $800 млн, что составляет примерно 10% от всего российского военного экспорта. Чемезов не назвал точную цену контракта, однако согласился с предположением журналистов, что это около $800 млн.
Москва вернет аванс, внесенный Тегераном за ракетные комплексы, который составляет $166,8 млн.
«Мы получили по этому контракту аванс 166,8 млн долларов и, в соответствии с пунктом контракта о форс-мажорных обстоятельствах, мы обязаны вернуть вот эту сумму аванса, которую получили», — уточнил Чемезов. Именно об этом должны быть подписаны соответствующие документы, сказал он.
Форс-мажорным обстоятельством для расторжения контракта стала резолюция Совбеза ООН, которая была принята 9 июня 2010 года и ввела ограничения на поставки Тегерану кораблей, боевых самолетов, штурмовых вертолетов, танков, а также ракет и ракетных систем. В сентябре президент России Дмитрий Медведев издал указ, запрещающий поставку зенитно-ракетных установок С-300 Ирану. В документе уточнялось, что помимо прямых поставок запрещено транзитное перемещение через территорию России или вывоз в Иран с использованием морских и воздушных судов под флагом России любых боевых танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем большого калибра, боевых самолетов, боевых вертолетов, военных кораблей, ракет или ракетных систем, как они определяются Регистром обычных вооружений ООН. Эмбарго налагается и на «материальные средства, связанные со всем перечисленным, включая запасные части». До этого момента российские власти не исключали, что все-таки поставка будет осуществлена.
Эксперты полагают, что Россия, решив выплатить компенсацию, оставляет варианты на будущее сотрудничество с Ираном.
Военный эксперт Московского центра Карнеги Петр Топычканов в беседе с «Газетой.Ru» отметил, что расторжение контракта по поставке С-300 не выходит за рамки «обычных практик при наложении международных санкций такого уровня». При этом Москва не просто разрывает контракт, ссылаясь на форс-мажор, а «хочет соблюсти свое лицо как экспортер», предлагая вернуть уже переведенные деньги. «Это вполне естественная постановка вопроса. В данном случае это санкции ООН, но Иран давний партнер в области вооружений», — считает замдиректора Института США и Канады генерал-майор в отставке Павел Золотарев. Он пояснил «Газете.Ru», что на данный момент неизвестно, как будет Иран вести себя дальше, будет ли развивать свои ракетную и ядерные программы, будут ли они мирными. Исключать полностью возможности дальнейшего сотрудничества в области ВТС (военно-технического сотрудничества) Россия не будет. Российские экспортеры комплексов С-300 теперь будут искать новых покупателей, также уверен он.