Председатель Совета федерации Сергей Миронов предложил провести перевыборы в Мосгордуму, которую сформировали в 2009 году. «В Мосгордуме нет депутатов от «Справедливой России», что уже несправедливо», — сказал он в четверг в ходе посещения Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. М. А. Бонч-Бруевича. Миронов пообещал оспорить результаты выборов в суде.
По итогам выборов 11 октября 2009 года, которые стали самыми скандальными за последнее время, в Мосгордуму прошли только две партии — «Единая Россия» и КПРФ. Единороссы получили в московском парламенте 32 из 35 мандатов, КПРФ — оставшиеся три.
«Это были особенно грязные выборы, — вспоминает специалист по избирательному законодательству, бывший представитель «Яблока» в Мосгоризбиркоме Андрей Бузин. — В 1997, 2001, 2005 году использовали более тонкие технологии — воздействие на избирателя до дня голосования. А в 2009 году к этому присоединилась массовая фальсификация».
В первую очередь выборы в Москве стали причиной консолидированного демарша оппозиционных партий в Госдуме в октябре 2009 года. В качестве реакции на демарш оппозиции президент в послании парламенту инициировал ряд избирательных преобразований.
Как рассказал «Газете.Ru» лидер фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Николай Левичев, сразу после выборов в прокуратуру поступили 132 депутатских запроса от «Справедливой России», из которых около половины было конвертировано в судебные иски. «Но никаких прокурорских проверок не было, — говорит депутат. — В течение года заявления перенаправлялись в Московскую прокуратуру, потом в Московскую городскую избирательную комиссию, откуда мы получали либо отписки, либо вообще ничего».
Иск подается теперь — в связи с отставкой столичного мэра, поясняет Левичев. Иск будет подан в Мосгорсуд с требованием отменить результаты выборов на основании того, что Лужков, возглавлявший список «Единой России», использовал служебное положение для обеспечения победы своей партии. Доказательства юристы «Справедливой России» обещают представить, но пока в интересах дела о них умалчивают.
Иск «Справедливая Россия» собирается подать в начале следующей недели. По закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» партия может оспорить в судебном порядке результаты подсчета голосов, пока не истек один год со дня официального опубликования результатов выборов. Юрист «Справедливой России» Александр Бехов не знает точно, когда были опубликованы официальные результаты, но уверен, что не раньше 15 октября.
Два иска об отмене результатов выборов в двух районах Москвы подал сразу после отставки Лужкова и член КПРФ, бывший лидер московского отделения коммунистов Владимир Улас, сообщил «Газете.Ru» собеседник в правительстве Москвы.
«Всего в московских судах рассматривается 77 подобных исков от моего имени», — говорит сам Улас. По его словам, эти иски готовились давно, и подача их в суд совпала с отставкой Лужкова случайно. Но он надеется, что уход мэра благоприятно скажется на исходе дела.
После выборов в Мосгордуму в московские суды было подано около 90 исков от ЛДПР, 200 исков от КПРФ, но большая часть их не была удовлетворена, некоторые еще находятся в стадии рассмотрения.
ЛДПР о перспективе подачи исков после отставки Лужкова пока не говорит. Лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин называет идею оспаривания «беспочвенными мечтаниями», а глава юридического отдела КПРФ Вадим Соловьев считает затею Миронова «кремлевским заказом». Единороссы считают иски безосновательными, а инициативу Миронова «очень некрасивой». «Миронова можно обвинить в том же самом, — говорит депутат Мосгордумы Андрей Метельский. — Он во благо своей партии использует свое служебное положение как председатель Совета федерации».
«Тех нарушений, которые дали бы основание отменять выборы, установлено не было, — отвечает на претензии член ЦИК, курирующий Москву, Геннадий Райков. — Поэтому стремление партий пересмотреть итоги выборов, конечно, имеют крайне мало перспектив».
Райков объясняет, что нельзя подать иск об отмене результатов выборов по всему субъекту. Чтобы выборы в Мосгордуму признали недействительными, необходимо выбрать конкретные участки и оспорить результаты выборов на них. Если будет доказано, что результаты выборов на более чем 20% участков недействительны, тогда будут пересмотрены итоги по всей Москве, поясняет член ЦИКа.
«Иск должен быть один, — трактует Райков. — Если по иску одной партии признают недействительными 10% участков и еще 10% по иску другой партии, то суммарный результат к общей отмене не приведет». Кроме того, добавляет Райков, в Москве смешанная система: кроме пересмотра выборов по иску партий, по партспискам, надо отдельно рассматривать голосование за одномандатников, то есть каждый должен подавать отдельный иск.
«У нас не было прецедента, чтобы отменяли итоги выборов по всему региону, — вспоминает Райков. — Отменяли результаты в муниципалитетах и в городах, но не во всем субъекте. Возможно, партиям удастся создать прецедент, но процедура долгая и сложная».
Бузин допускает, что после отставки Лужкова появились «некоторые шансы выиграть дело»: «Но это выглядело бы слишком вызывающе. Не думаю, что Мосгорсуд отменит результаты выборов, это выявило бы зависимость суда». В ближайшее время Мосгордума все равно будет распущена, предполагает эксперт: «Будут другие методы, чтобы эту Мосгордуму распустить. Например, если они дважды не утвердят мэра Москвы».