В четверг на сайте Hunafa.com, считающемся одним из ресурсов кавказских сепаратистов, появилось заявление от имени ингушских «муджахидов», подписанное «амиром вилаята Гiалгiайче (Ингушетия)» Адамом. «Мы… заявляем, что операция, проведенная 30 рамадана 1431 года (9 сентября 2010 года) бойцами батальона «Рияду-с-Салихин» в Буро (Владикавказ), является продолжением нашего джихада с осетинскими кафирами на оккупированных ингушских территориях. Нашей ближайшей целью является изгнание оккупантов, возвращение мусульманам земель Кавказа и установление на них исламского правления», — говорится в заявлении. Авторы считают Северную Осетию «форпостом российских кафиров для их экспансии на Северном Кавказе».
«До тех пор пока мусульманские земли не будут возвращены хозяевам, пока антиисламская активность осетин не прекратится, все они останутся объектом для наших атак», — грозят авторы обращения.
Теракт на центральном рынке Владикавказа был совершен террористом-смертником, прибывшим на автомобиле «Волга». По последним данным Минздравсоцразвития, в результате взрыва пострадали 202 человека, погибли 18. Восемнадцатой жертвой теракта стала Зейнаб Туаева, которую пытались спасти хирурги московского Института им. А. В. Вишневского.
Заявление боевиков подтверждает версию о причастности к теракту представителей бандподполья, отметил пресс-секретарь президента Ингушетии Калой Ахильгов. Источник «Интерфакса» в МВД Северной Осетии заявил, что сведений о причастности к теракту «неких боевиков, действующих в Ингушетии», в милиции нет. «Нам известно о том, что появилось на некоторых сайтах, используемых участниками бандподполья, в том числе и заявление неких ингушских боевиков, которые якобы берут на себя ответственность за совершение чудовищного теракта против мирного населения во Владикавказе. Такой информацией мы не располагаем», — пояснил представитель МВД.
Милиционеры сочли заявление «пиаром»: «Думаю, что появившееся в интернете заявление так называемых ингушских боевиков может быть не более чем бравадой и их самопиаром. Мы помним, что Басаев и Масхадов брали на себя ответственность за совершение практически всех терактов, совершенных на Северном Кавказе. Но это вовсе не означало, что это было истинной правдой».
Того же мнения придерживается и сопредседатель правозащитной организации «Голос Беслана» Элла Кесаева. «Не стоит обращать внимания на заявления людей, которые пиарятся на крови. Нужно тщательное расследование, это одна из наиболее действенных антитеррористических мер», — сказала правозащитница «Газете.Ru». В МВД заверили, что расследование ведется: «Идет следствие, которое установит точную картину произошедшего теракта, а также тех, кто был его организатором и исполнителем».
В возможность обострения ситуации в Северной Осетии после публикации заявления боевиков Кесаева не верит:
«После Беслана люди стали скептически относиться к таким заявлениям. Слава богу, что не удается столкнуть людей, хотя кому-то, видимо, хочется крови», — считает правозащитница.
Ранее, 14 сентября, сообщалось о предотвращенном ОМОНом погроме ингушского поселка Карца под Владикавказом. Таким сообщениям Кесаева также не верит: «Информации о погромах у меня нет. Есть информация о том, что люди цивилизованно требуют обеспечить им безопасность. И имеют на это полное право».
Ахильгов напомнил, что точно такие же теракты, как во Владикавказе, происходили и в Ингушетии. Он призвал «понимать, что людям, которые это делают (организуют теракты), все равно, кто гибнет — ингуши или осетины». «Главная цель теракта — поссорить людей. Те, кто проявляет слабость, приближают достижение целей террористов», — заявил пресс-секретарь ингушского президента.
За неделю, прошедшую после теракта в Северной Осетии, во Владикавказе прошло несколько стихийных митингов с требованием тщательного расследования теракта и отставок руководства республики. В инициативной группе нет известных политиков, ее участники списались по интернету, сказали «Газете.Ru» несколько жителей республики.
Власти республики пытались изменить идеологию митингов, рассказал один из собеседников, но молодые люди из инициативной группы не позволили — вышли на трибуну и потребовали разговора с главой республики Таймуразом Мамсуровым. Мамсуров к людям не вышел, от имени властей говорил представитель республиканского МВД, заверивший, что расследование теракта ведется.
Связаться с Мамсуровым «Газете.Ru» в четверг не удалось.
Кесаева, по ее словам, разделяет требования инициаторов митингов: «В Северной Осетии больше всего погибает гражданского населения. Абсолютно бессмысленные теракты — у террористов нет никаких требований. Наверное, кто-то знает, что за этими терактами стоит. Люди тоже должны это знать, но все упирается в расследование: есть теракт, есть жертвы, но нет ответственных. И, несмотря на это, ни одно должностное лицо не потеряло своего кресла после таких терактов», — обратила внимание собеседница «Газеты.Ru».