Во вторник в Нижнем Новгороде прошла межрегиональная конференция «Единой России» по Приволжскому федеральному округу. Изначально партия собиралась поехать на Дальний Восток, но после прошедших по Поволжью и центральной полосе пожаров конференцию решили перенести в один из пострадавших регионов — Путин уже высаживался в Нижегородской области в конце июля, экстренно, в связи с тем что там неожиданно для властей сгорели дотла несколько деревень в Выксунском районе. Тогда у местных жителей были к премьеру неприятные вопросы.
Проведением конференции в партии надеялись исправить ситуацию. Около четырех часов премьер рассказывал собравшимся о поддержке сельского хозяйства и автопрома в округе, обещал субсидии и привлечение инвестиций.
Речь Путин начал с рассказа о мерах, предпринимаемых властью для ликвидации последствий жаркого лета 2010 года. Отметив, что в результате засухи страна не досчиталась более 30 миллионов тонн зерна, глава правительства сразу заявил, что «зерна в стране достаточно», а существующие запасы «полностью перекрывают внутренние потребности» России.
«Хочу сразу подчеркнуть: зерна в стране достаточно. Мы полностью покрываем внутреннее потребление. Тем не менее неурожай есть неурожай. И в сложившихся условиях федеральная власть и регионы должны решать две основные задачи. Первое — не допустить спекуляций на продовольственном рынке. И второе — нужно помочь крестьянам пережить последствия засухи. Чтобы они могли стабильно работать, не пустили скот под нож. Нормально провели сев», — заявил собравшимся премьер.
Он пояснил, что принятие решения о запрете экспорта зерна было непростым, но другого выхода у властей не было. «В сложившихся обстоятельствах поступить иначе мы не могли. Как только рынок восстановится, появится ясность с зерновым балансом, эта мера будет отменена», — пообещал премьер. Бороться с последствиями засушливого лета власти, по словам главы Белого дома, будут при помощи финансовых вливаний в отрасль, пролонгации кредитов агропромышленному комплексу и путем недопущения «спекуляций на продовольственном рынке».
Так, льготные кредиты для пострадавших предприятий агропромышленного комплекса будут продлены на три года, на помощь нуждающимся хозяйствам выделят 35 миллиардов рублей (из которых 12 миллиардов уже перечислены в регионы Приволжского федерального округа), а на мелиорацию дадут еще 1 млрд рублей, заявил председатель правительства.
Закончив с самой «жаркой» темой минувшего лета, Путин перешел к «старым» проблемам. Он говорил о российском автопроме, авиастроении, проблемах доступного жилья и демографии. Напомнив, что вливания государства в автопром в кризисный период составили почти 170 млрд рублей, лидер «Единой России» отметил, что «вопрос, насколько эффективны были потрачены эти средства, вполне уместен». Однако, не идеализируя возможности российского автопрома, безнадежным его глава Белого дома не считает.
Путин убежден, что беспрецедентная бюджетная поддержка автопрома дала позитивный эффект. «Сегодня дела «АвтоВАЗа» на подъеме. Он вновь работает с прибылью, а объем производства практически вышел на докризисный уровень», — заявил премьер, отметив, что на КамАЗе и ГАЗе ситуация также «существенно улучшилась». «Я вовсе не хочу идеализировать отечественный автопром. Но проблемы в нем можно и нужно решить», — уверен Путин. Делать такие выводы премьер считает себя в полном праве, поскольку, во-первых, является владельцем автомобиля «Нива», а во-вторых, проехал по российским дорогам на «Ладе-Калине» 2 тыс километров.
С тем, что предприятия российского автопрома нужно было банкротить в период кризиса, премьер в очередной раз не согласился. Он раскритиковал позицию оппонентов антикризисных мер правительства. «В мировом автопроме накопились избыточные мощности, и в период кризиса они должны сократиться за счет банкротства неэффективных производств, а помогать следовало увольняемым работникам через пособия по безработице и программы переобучения. Так говорят эксперты», — начал свой пассаж Путин и тут же отрезал, что «в России нет избыточных автомобилестроительных мощностей, поскольку, даже производя почти 1,5 млн машин в год, страна оставалась и остается еще и крупным импортером этой техники». К тому же Путину непонятно «почему проблемы глобального автопрома нужно было решать за счет России». «Почему именно наши производители должны уйти со своего собственного рынка, где их доля составляет порядка 70%, а рабочие именно российской автопромышленности — оказаться на улице?» — не понял претензий к отрасли премьер.
После завершения конференции рядом с павильоном, в котором проходило мероприятие, начался концерт. Развлекать участников конференции приехали группы «Пелагея» и «Любэ». По словам руководителя центрисполкома «Единой России» Андрея Воробьева, подбором исполнителей занимался режиссер мероприятия — исходя из предпочтений нижегородцев. Руководство партии на концерт не пошло, четырехчасовое мероприятие завершилось общением с премьером за закрытыми дверями.