Правительство работало эффективно, а во всех недочетах, приведших к пожарам, виноваты региональные чиновники, к такому выводу пришли на первом в осенней сессии пленарном заседании Госдумы депутаты.
Согласно заявлению, принятому палатой по инициативе партии «Единая Россия», масштабные природные пожары, нанесшие ущерб многим населенным пунктам, их жителям и сельскому хозяйству, были вызваны засухой и экстремально высокими температурами, продержавшимися в Центральном регионе более двух месяцев. Правительство же, с точки зрения авторов документа, работало по мере сил и в целом справилось с возложенной на него задачей.
Выступить с отдельным заявлением по пожарам депутаты решили буквально накануне первого пленарного заседания сессии. В понедельник проект заявления был внесен на рассмотрение совета Госдумы фракцией единороссов, и в этот день же приглашения на заседания были разосланы членам правительства, отвечающим в исполнительной власти за профильные направления.
Быстро принять приглашение смогли только два федеральных министра — глава МЧС Сергей Шойгу и министр сельского хозяйства Елена Скрынник. Министр природных ресурсов Юрий Трутнев и глава регионального ведомства Виктор Басаргин прийти в Госдуму не смогли. Как еще в понедельник предупреждал спикер Борис Грызлов, оба находятся в командировках, поэтому пришлют вместо себя замов.
Обсуждение вопроса началось с доклада депутата-единоросса Николая Гончара. С парламентской трибуны он заявил, что главной причиной произошедшего, по мнению его фракции, являются именно аномальные условия лета, а правительство, с его точки зрения, действовало «как одна команда» и благодаря слаженной работе справилось с проблемой. Депутат отметил, что такой высокой оценки не заслужили некоторые региональные чиновники, не справившиеся с возложенными на них задачами. «В 2005 году мы приняли Лесной кодекс и значительную часть полномочий передали субъектам. Кто-то справился, и справился успешно, а кто-то — нет», — констатировал он.
Взявший следом слово председатель комитета по безопасности Владимир Васильев решил добавить патетики в обсуждение. Он заявил, что аномальные явления, которые коснулись страны, с одной стороны, являются угрозой, но, с другой, огромным ресурсом.
«Это ресурс понимания того, что мы только вместе можем создать достойную среду обитания — владельцы дорогих коттеджей и скромных квартир, у нас одна экосистема», — торжественно произнес он, разъяснив, что «все мы начинаем мыслить по-другому». «Некоторые говорят: «Почему вы не говорите о пожарах, а говорите об аномальных явлениях?» Знаете, пожары — это предсказуемо, это понятно, с этим можно бороться. А вот аномальные явления — они менее изучены», — завернул Васильев.
После этого слово перешло к замминистра природных ресурсов Семену Леви. Он сразу предупредил депутатов, что в ведении его министерства находится Росгидромет, и начал сыпать в депутатов сводкой побитых за лето рекордов. Он рассказал, что температурные максимумы на территории России только в июне перекрывались 36 раз, что осадков за это время выпало менее четверти и что последний раз такое лето было в России сорок лет назад, в 1972 году. Под конец чиновник заявил, что беспрецедентная жара послужила большим уроком для всех. «Я надеюсь, что в будущем мы сможем не только успешнее и своевременнее ликвидировать очаги возгорания, но и проводить плановую превентивную работу в этом направлении», — заключил оратор.
Глава МЧС признался депутатам, что в организации тушения пожаров были допущены ошибки. Например, надо было на два дня раньше массово начать применять авиацию и направить федеральные силы в области, где сильнее всего бушевали пожары.
Сделать это, по его словам, помешала неправильная информация с мест. «Вмешательство федеральных сил надо было осуществлять, несмотря на отсутствие заявок с мест, и вводить режим чрезвычайной ситуации из центра», — рассказал Шойгу, но поправился: что бы кто ни говорил, «усилия, предпринятые на федеральном уровне, оказались результативными». В завершение своего выступления министр пообещал внести в ближайшее время закон о добровольной пожарной охране и попросил депутатов в самые короткие сроки рассмотреть его.
Депутаты, решившись вмешаться в тему пожаров, скандала из прихода членов правительства раздувать явно не хотели.
Если по мелочи недоработки членов пришедшей на Охотный Ряд делегации парламентарии в вопросах еще подмечали, то по существу разбора не было учинено ни с одним гостем.
Депутаты спрашивали, в каком направлении развивается экстремальная медицина, как защищены пожарные и служащие МЧС и почему так поздно ввели эмбарго на экспорт зерна.
Депутат от «Справедливой России» Светлана Горячева вообще решила не обращаться к пришедшим министрам, а задать вопрос председателю палаты. Напомнив, чьими голосами был принят в 2005 году Лесной кодекс, Горячева спросила спикера, не чувствует ли он ответственности за произошедшее. Ответа депутат не получила: заявив, что в ее вопросе есть неточности, на которые не хотелось бы указывать публично, Грызлов дискуссию отложил.
Не прошло и предложение Горячевой о внесении поправки в текст принимаемого заявления. Она предложила добавить в документ оценку деятельности правительства, написав, что депутаты считают работу профильных министров неудовлетворительной. «Я не знаю, как можно принимать заявление, если мы в нем не даем оценки органа власти и субъекта. Понятно желание партии власти уйти от такой оценки, но такая оценка должна прозвучать, иначе грош цена нашему заявлению», — заявила она.
В ответ Васильев заявил, что у депутатов пока недостаточно информации для таких выводов: «Неужели тут кто-то верит, что мы могли получить объективную картину за обсуждение? Мы же все воспринимаем на веру, мы только контуры получили. Теперь нам предстоит запросить кучу материалов и разобраться в проблеме. У нас нет другого правительства, и в наших интересах, чтобы оно работало эффективнее».
Не прошло также предложение коммунистов о внесении в качестве альтернативного варианта их проекта заявления. С просьбой вынести второй вариант на обсуждение еще с утра обратился лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Однако Грызлов объяснил коллегам, что заявление «Единой России» было внесено с соблюдением всех процессуальных тонкостей через совет Думы, поэтому альтернативный документ появиться в повестке уже не может.
Зато коммунистам удалось убрать из документа принципиальный для них абзац. В первоначальном варианте документа в заявлении была фраза:
«В сочетании с допущенными еще в советский период ошибками при осушении торфяников пожары резко ухудшили экологическую ситуацию на территориях проживания миллионов людей». После предложения депутата Анатолия Локотя абзац из заявления убрали.
В целом оппозиция обсуждением осталась недовольна. Коммунист Сергей Обухов заявил «Газете.Ru», что считает, что обсуждения как такового и не было, так как его блокировала партия власти. «Наш альтернативный проект не распространили. Там были довольно жесткие оценки, мое заявление, где я просил привлечь к ответственности Путина и Шойгу, тоже не распространили. Зато оказалось, что во всем виновата советская власть опять, хоть это хватило смысла убрать», — заявил Обухов.