Во вторник в Грузии закончились общественные обсуждения проекта новой конституции страны, после чего документ поступил в парламент, где открылась осенняя сессия. Повестка нового политического сезона еще не утверждена, но ключевая тема уже известна: в ближайшее время депутаты должны принять новую конституцию страны. Документ был утвержден государственной конституционной комиссией и предусматривает фактический переход республики от президентской к парламентской. Как ранее утверждал глава комиссии и один из авторов проекта Автандил Деметрашвили,
«новая Конституция является прецедентом в постсоветском пространстве — в данном проекте сокращаются полномочия президента и возрастает роль и полномочия парламента страны» (на самом деле по этому же пути уже пошли Молдавия и Киргизия — «Газета.Ru»)..
Таким образом, руководить Грузией будет избранный парламент во главе с премьер-министром. Премьера, как и президента, будут назначать депутаты. Причем фигура последнего отойдет как минимум на второй план. Эксперты уже прогнозируют, что новым президентом в 2013 году может стать мэр Тбилиси Георгий Угулава.
Документ должен быть утвержден двумя третями парламента — конституционным большинством не менее чем в 100 голосов. Необходимое число у президента Михаила Саакашвили есть, в проправительственную фракцию «Единое национальное движение» входят 102 депутата.
Авторами и самыми ярыми сторонниками новой конституции являются политики, приближенные к Саакашвили. В 2013 году закончится его второй президентский срок, и больше баллотироваться по нынешнему законодательству он не может.
Если его партия «Единое национальное движение» наберет большинство голосов на выборах 2012 года, то проблем с трудоустройством у Саакашвили быть не должно
16 сентября оценку проекта даст Венецианская комиссия Совета Европы (Европейская комиссия за демократию через право), члены которой прибудут в Тбилиси 16 сентября. «Предложенные конституционные изменения служат ряду важных изменений, но, несмотря на увеличение полномочий правительства, за президентом сохраняется важная сила, особенно в сфере международных отношений, вооруженных сил и чрезвычайных ситуаций, — говорится в уже опубликованном ранее отчете комиссии. — Он в обход правительства будет находиться в прямой связи с парламентом в том случае, если дело касается единства страны и правильного функционирования в стране институтов».
«Вместе с тем в этой модели конституции президент играет политическую роль, которая не соответствует той роли, которая является гарантом государственности, его единства и конституционного строя», — пришли к выводу европейцы.
Грузинские политологи и представители оппозиции с комиссией Совета Европы не совсем согласны. В ходе обсуждения документа члены комиссии рассматривали предложения оппозиционеров, среди которых было и такое — запретить занимать пост премьер-министра бывшим президентам. Предложение было отклонено. Тогда бывший спикер парламента Нино Бурджнадзе пообещала, что сделает все, чтобы не допустить изменения Саакашвили конституции «под себя».
«Решение о необходимости принять новую Конституцию неоднозначное, но назрело давно, — заявил «Газете.Ru» директор Центра стратегических исследований и бывший министр иностранных дел Грузии Ираклий Менагаришвили. — Пока актуальна конституция 1995 года, которую за 15 лет переписали почти целиком, особенно после известных событий 2003 года». Политолог, впрочем, не считает, что «президентская власть изжила себя и переход к парламентской республике решит все проблемы в стране».
«Происходит перераспределение весьма широких полномочий президента, львиная доля которых переходит к премьер-министру. В результате нарушается баланс между законодательной и исполнительной властью, — прокомментировал новый документ один из авторов конституции 1995 года, член Республиканской партии Вахтанг Хмаладзе. — Например, за формирование правительства ответствен парламент, но процедура объявления недоверия правительству настолько усложнена, что парламент не будет иметь реальной возможности отправить в отставку кабинет министров. Правительство сможет диктовать свои условия парламенту, в том числе и в законодательной сфере». По его словам, «почти все непарламентские оппозиционные партии отрицательно оценивают данные изменения».
«Власть готовит основу для того, чтобы Саакашвили смог стать премьер-министром настолько же сильным, каким сегодня является президент, имея почти безграничную власть и оставаясь вне сферы парламентского контроля», — заявил «Газете.Ru» Хмаладзе.
Оппозиция тем временем заявляет о своей готовности выйти на улицу, в случае если конституция будет утверждена. «Думаю, что этот проект будет причиной нового столкновения властей и оппозиции, поэтому я бы посоветовал властям не идти на такой риск, — сказал «Газете.Ru» один из лидеров Консервативной партии Грузии Каха Кукава. — Я считаю, что акции протеста — самый реальный способ сопротивления политике Саакашвили».