Критика Хлопонина
В ходе совещания по вопросам социально-экономического развития Дагестана Дмитрий Медведев раскритиковал собственного полпреда в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина, назначенного полгода назад. Президент оказался недовольным отсутствием инвестиций в республику и тем, что никакого движения, чтобы исправить ситуацию в этом направлении, не происходит.
«Александр Геннадьевич, за последнее время удалось хоть какое-то количество новых инвестиций привлечь? Потому что я езжу по Кавказу, вы ездите, все же видно, что происходит, все перед глазами…» ― строго спросил своего полпреда гарант.
«Откровенно говоря, ситуация в Республике Дагестан плачевна. Фактически новых инвестиций на сегодняшний день нет», ― оправдывался чиновник.
Медведев потребовал от полпреда ускорить работу. «Надо быстрее это делать, потому что это затягивается, как обычно, на месяцы», ― пожаловался глава государства и тут же вспомнил, что на днях интересовался вопросом строительства в регионе горно-лыжного кластера и похвастаться оказалось нечем.
«Ничего не движется», ― констатировал он и объявил, что уже сделал «очередное строгое предупреждение правительству» «в вашем лице и в лице Кудрина (министр финансов ― «Газета.Ru»)».
Прозвучавшая на совещании критика за недостаточный приток инвестиций в регион стала первым серьезным упреком Хлопонину с момента его назначения на должность. По словам члена научного совета Московского центра Карнеги Алексея Малашенко, слова президента являются плохим сигналом, поскольку демонстрируют, что спустя полгода после назначения Хлопонина в регионе так ничего и не меняется.
Увольнение главы МВД
В ходе совещания Медведев в крайне резкой форме обвинил руководство республики в потворстве коррупции. «Я эту тему даже отдельно поднимать не буду, здесь все уже сказано», ― заметил он.
«Надо действовать, надо заниматься реальной борьбой, а не торговать должностями», ― жестко приказал Медведев. «Если работа будет проводиться так же, как и сейчас, результата не будет», ― добавил он. По словам Медведева, федеральный центр готов оказать республике помощь. «Но эта дорога с двусторонним движением, здесь должно быть встречное движение», ― заметил президент.
Практически сразу после этого стало известно об отставке главы МВД Дагестана Али Магомедова. Указ об этом подписал глава государства. Али Магомедов был назначен на должность министра после того, как его предшественник на этом посту, Адильгерей Магомедтагиров, был в июне 2009 года убит снайпером на свадьбе своего подчиненного.
Необычным в новом назначении было то, что новым руководителем МВД Дагестана стал выходец из ФСБ ― до этого он возглавлял отдел республиканского УФСБ в Хасавюрте. Магомедов был известен лишь тем, что коллеги по службе, правда, из Чечни, обвинили его в применении против них незаконных методов следствия (подробности пыток всплыли на одном из процессов в Махачкалинском гарнизонном военном суде).
Чекистское прошлое назначенца стало поводом для надежд на модернизацию погрязшего в коррупции министерства. Однако надеждам не суждено было сбыться. За год с небольшим Али Магомедов наработал лишь на целый вал критики, который регулярно выплескивался в виде акций протеста и разгромных материалов в СМИ о состоянии дел в возглавляемом им министерстве. Руководителю МВД не удалось разгрести завалы, оставленные ему предшественником. Ситуация лишь ухудшилась. Активизации боевиков новое МВД противопоставило ликвидацию «предполагаемых боевиков» (новый термин, утвердившийся в республике в последнее время) в ходе спецопераций. Кроме того, в Дагестане стало обыденным похищение пособников боевиков, в этих действиях подозревали сотрудников МВД.
Медведев назначил главой МВД Абдурашида Магомедова. Новый министр – выходец из милицейской среды.
В его послужном списке – работа следователем в Ленинском РОВД Махачкалы и в следственном отделе Хасавюртовского ГОВД. Затем Абдурашид Магомедов возглавил Хасавюртовский горотдел, а позднее был переведен в Махачкалу, где работал начальником информцентра МВД по Дагестану и в управлении уголовного розыска. В 2007 годугоду он был назначен на должность заместителя министра ― начальника следственного управления при МВД по Дагестану. Специфика его работы в последние годы не предполагала публичности, поэтому для многих он является «темной лошадкой». Небольшой скандал, разразившийся год назад, когда один из следователей обвинил заместителя министра в рукоприкладстве, судя по всему, не пошатнул его служебных позиций.
Помимо коррупции на совещании обсуждались и другие проблемы, связанные с деятельностью силовиков. Глава Дагестана Магомедсалам Магомедов попросил президента России Дмитрия Медведева усилить группировку правоохранительных органов. «Мы предлагаем создать в республике спецподразделение по ведению операций в горно-лесистой местности, нарастить существующую группировку сил и средств», ― заметил он. По его словам, обстановка в республике сложная. «Наблюдается всплеск террористической активности. Это снижает инвестиционную привлекательность до критического уровня», ― констатировал президент республики.
Под залог минных полей
Чтобы компенсировать отсутствие инвестиций в республику, президент обещал поддержать регион средствами федерального бюджета. Итогом совещания стало поручение президента за неделю решить вопросы предоставления госгарантий под экономические проекты в республике и подумать о принятии отдельной федерально-целевой программы по развитию региона.
Отдельную ФЦП по Дагестану президенту предложил создать Магомедов. Он объяснил, что бюджет республики в этом году сократился на 9,5 миллиарда рублей, а принятие ФЦП «позволило бы более полно учесть проблемы региона». «Деньги в рамках больших программ размазываются и не так рельефно выделяются. Нужно проанализировать эту идею. И, если решите, что это лучше, мы отщипнем кусок от ФЦП «Юг» и выделим в отдельную программу», ― отреагировал на предложение Медведев, добавив, что ситуация в Дагестане этого требует.
Вторым вопросом, который в ходе совещания успешно удалось разрешить главе региона, стала тема выделения госгарантий под республиканские проекты. В ходе встречи
Хлопонин рассказал президенту, что Минфин готов предоставить республике гарантии в размере 70%, однако для этого ведомству нужен залог, а 50 тысяч гектаров минных полей, предложенных на эти цели республикой, Минфин, по его словам, не берет.
Президент и тут разрешил вопрос положительно. «А что они хотят? ― отреагировал на информацию Медведев. ― Во всем мире единственная ценность, которая берется в залог, ― это земля, вопрос ее оценки и привлекательности, но если ничего другого нет, надо землю брать».
Медведев рассудил, что если против минфиновских гарантий республика будет предоставлять деньги, то тогда ей и гарантии нужны не будут. «Я администрации поручу подготовить поручение Минфину определиться по параметрам работы по финансовым инструментам, включая госгарантии, в недельный срок», ― пообещал президент.
Магомедов также предложил президенту создать в Дагестане свободные экономические зоны. Как передают РИА «Новости», Магомедов попросил президента распространить такой режим там, где будут реализовываться планируемые бизнес-проекты в республике.
Однако эксперты считают, что шансов на создание СЭЗ в Дагестане нет. «Создание такой зоны ― это фактически черная дыра в российской экономике. Это бесконтрольные деньги», ― говорит Малашенко, вспоминая, что в разное время федеральный центр безрезультатно просили об этом и Кадыров-старший, и Юнус-Бек Евкуров (президент Ингушетии «Газета.Ru»).
Такого же мнения придерживается и зампред экономического совета при президенте Дагестана Михаил Чернышов. «Зоны должны быть под что-то: либо под рынки сбыта либо под производственные или природные ресурсы. Ни того, ни другого в Дагестане нет», - говорит эксперт.