Венесуэла в четверг вечером официально объявила о разрыве дипломатических отношений с соседней Колумбией. Такое решение было принято президентом Уго Чавесом.
«С болью в сердце я заявляю, что с этого момента Венесуэла разрывает все отношения с правительством Колумбии», — заявил Чавес, собрав журналистов в президентском дворце Мирафлорес. По правую руку от него стоял его большой друг, тренер аргентинской сборной по футболу Диего Марадона.
По словам венесуэльского президента, его вынудили принять такое решение обвинения, озвученные официальной Боготой: Чавес якобы привечает на своей территории левацких боевиков из полуразгромленных организаций «Революционных вооруженных сил Колумбии» (ФАРК) и «Национальной освободительной армии» (ЭЛН), признанных США и Евросоюзом террористическими.
Глава венесуэльского МИДа Николас Мадуро объявил, что у колумбийцев есть 72 часа, чтобы опечатать посольство и покинуть страну пребывания.
Чавес созвал пресс-конференцию через считанные минуты после того, как в Вашингтоне на заседании Организации американских государств постпред Колумбии Луис Альфонсо Ойос обнародовал фото- и видеоматериалы из повстанческих лагерей, якобы расположенных на территории Венесуэлы.
По словам дипломата, Венесуэла приютила на своей территории до 1,5 тыс. боевиков ФАРК, расселившихся в 87 тренировочных лагерях. Среди них и один из двух лидеров ФАРК Лусиано Марин по прозвищу Иван Маркес.
Ойос отметил, что его страна неоднократно обращалась к соседу с просьбой усилить охрану совместной границы протяженностью 2,3 тыс. км, на что Каракас неизменно отвечал молчанием. Таким образом, считают в Боготе, Чавес ясно показал, что выбрал сторону боевиков.
Колумбия готовится подать официальную жалобу в Международный уголовный суд с обвинением ряда высших венесуэльских официальных лиц в пособничестве террористической деятельности. Это подпадает под состав «преступления против человечности» и «военного преступления», считает генпрокурор Колумбии Гильермо Мендоса.
В ОАГ на словах согласились с необходимостью разобраться в ситуации, но в кулуарах отмечают, что любая международная инспекция по проверке колумбийских заявлений может работать только с согласия Каракаса. Формального документа в поддержку той или иной стороны в Вашингтоне принято не было.
О том, что Колумбия собирается вынести на всеобщее обозрение факты сотрудничества Венесуэлы с ФАРК, которых Чавес когда-то называл «законной силой», борющейся за права угнетенных колумбийцев, стало известно заранее. Каракас отозвал своего посла из Боготы еще 16 июля, власти Колумбии поступили так же в среду.
Колумбия и Венесуэла обвиняют друг друга в подготовке вторжения.
«Некоторые действия в последние недели показывают, что существует реальная угроза, заключающаяся в усиливающемся активном присутствии террористических групп в братской Венесуэле», — заявил Ойос.
Чавес после заявления о разрыве дипотношений объявил «уровень максимальной тревоги» — по его словам, Колумбия может спровоцировать войну.
Правда, колумбийские власти, пишет газета El Universal, исключают возможность переброски войск к венесуэльской границе, как было в 2008 году, когда колумбийские ВВС провели рейд на территории союзного Чавесу Эквадора, разбомбив лагерь ФАРК. Колумбия также обвинила власти Венесуэлы в содействии повстанцам, которым правительство Чавеса якобы передало за последние годы сумму порядка $300 млн. Тогда Каракас и Кито ненадолго выслали всех колумбийских дипломатов.
Новое обострение отношений произошло в августе прошлого года. Тогда Чавес частично разрывал дипотношения и вводил эмбарго на поставку колумбийских товаров в ответ на согласие Боготы разместить на семи своих военных базах военнослужащих США. Объем торговли двух стран сократился почти четырехкратно, с $7 млрд в 2009 году до $1,5—2 млрд в этом.
Президенты Альваро Урибе и Чавес откровенно презирали друг друга, обзывая друг друга последними словами, и, как отмечают аналитики CNN, нынешний конфликт может быть «прощальным поцелуем» Чавеса: через месяц Урибе передает полномочия новоизбранному президенту Хуану Мануэлю Сантосу. Тот уже пообещал искать пути примирения с соседом.