На 94-м году жизни утром в среду скончался Луис Корвалан, бывший генеральный секретарь Компартии Чили. Луис Альберто Корвалан Лепе родился в 1916 году в районе города Пуэрто-Монтт на юге Чили.
Окончив чилийскую среднюю школу в 1934 году, Корвалан получил диплом школьного учителя. Педагогической карьерой он не ограничился, сразу же включившись в борьбу с мировым империализмом на стороне Компартии, в которую вступил в 1932 году. Он писал в коммунистические газеты Frente Popular и El Siglo, а в 1947 году, после запрещения Коммунистической партии, был арестован и провел три года в лагерях для интернированных Питруфкен и Пасагуа.
В 1950 году Корвалан был избран в ЦК КПЧ, а в 1958 стал ее генеральным секретарем – этот пост он занимал до 1990 года. Три года спустя он впервые избирается сенатором, а в 1969 становится одним из главных вдохновителей создания Фронта народного единства — широкой коалиции левых сил, боровшихся за строительство в Чили социализма.
После военного переворота Аугусто Пиночета 11 сентября 1973 года, стоившего жизни президенту Сальвадору Альенде, Корвалан вновь оказывается под арестом, сначала в центре для депортированных врагов хунты на острове Досон, а затем в концентрационном лагере Питроке, где он провел около трех лет.
Корвалану официальные обвинения так и не были предъявлены, зато, находясь в заключении, он дважды получал Международную ленинскую премию.
Ему повезло больше многих соратников: 18 членов ЦК КПЧ были расстреляны.
В 1976 году режим Пиночета, провозгласивший себя спасителем Чили от ужасов коммунизма, объявил, что готов пойти на частичную либерализацию. Более 200 политических заключенных были выпущены из тюрьмы. Среди них и Корвалан, бывший самым известным чилийским политзаключённым.
По предложению академика Андрея Сахарова, 18 декабря 1976 года в Цюрихе советские агенты обменяли Корвалана на диссидента Владимира Буковского. О сделке договаривались госсекретарь США Генри Киссинджер и тогдашний глава КГБ Юрий Андропов. Корвалан и Буковский друг друга даже не увидели.
На родину Дон Лучо (такова была его партийная кличка) вернулся в 1983 году, перенеся пластическую операцию, чтобы бороться с хунтой в подполье.
К активной политической жизни он вернулся только в 1989 году, когда режим Пиночета взял курс на либерализацию. В последние годы Корвалан вместе с семьей проживал в столице Чили Сантьяго, продолжая агитировать за коммунистическую идею и доказывая, что сталинизм стал крупнейшей трагедией для левого движения.
«Когда к власти пришел Хрущев, стали известными многие ужасные преступления, однако мы не заняли никакой критической позиции, потому что видели нашу роль в другом», — сокрушался он в одном из последних интервью для российской прессы. Не смог понять он и опасность застоя, который привел к неудачной перестройке, признавался Корвалан. «Горбачев правил точно так же, как и те, кого он столько критиковал. Он правил, не опираясь на народ и на массы», — считал он.
В 1995 году вышла книга Луиса Корвалана «Крушение советской власти». В 2008 году он закончил новое исследование — «Коммунизм и демократия».