В четверг госсовет Башкирии (курултай) собрался на внеочередное заседание, формально для обсуждения крупнейшей за последние годы засухи. Впрочем, проблема засухи выглядела уже не так убедительно. В Уфе последние два дня идут дожди. «Сразу после того как Муртаза Губайдулович подписал заявление об уходе, пошел ливень», — шутят местные жители. Под дождем депутатов одиноко пикетировал активист «Левого фронта», разбивший здесь палатку. На палатке были лозунги «Рахимовых — под суд!», «Рахимов, скатертью дорожка» и «Рахимов, забери с собой Сарбаева». Активист хотел дождаться ухода Рахимова. Вопреки принятым в Башкирии традициям, протестующего даже не задержали.
И только официальные служащие курултая продолжали утверждать, что мероприятие будет посвящено «засухе, и только засухе».
Внеочередное собрание курултая ожидали в республике как крупнейшее политическое событие. Дело в том, что еще накануне вечером все были уверены, что именно на этом собрании президент республики Муртаза Рахимов объявит о досрочном сложении полномочий и назначит исполняющего обязанности.
Ожидалось, что в четверг же президент России Дмитрий Медведев подпишет соответствующий указ и примет Рахимова лично.
В зале зарегистрировалось 95 из 120 депутатов. После утверждения спикером Константином Толкачевым повестки на трибуну поднялся премьер-министр республики Раиль Сарбаев с докладом о работе правительства по преодолению последствий засухи. К концу выступления премьера спикер дремал, положив голову на руки.
Затем депутаты приняли сразу в трех чтениях закон о социальных гарантиях бывшему руководителю республики, явно никак не связанный с проблемой засухи.
О том, что закон имеет не только политическое, но и персонифицированное значение, не упоминалось. Представлявший законопроект министр труда и социальной защиты Фидус Ямалтдинов зачитал официальное наименование «О внесении изменений в статью 2 закона Республики Башкортостан «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан» и стал погружаться в его суть. Обсуждения закона не последовало: документ был принят единодушно.
Согласно утвержденному курултаем закону, за членами семьи экс-президента республики остается право на медицинское обслуживание даже в случае его смерти, закон также устанавливает коэффициент исчисления размера пенсии 3,18 для президента, премьера и спикера республики (согласно действующему законодательству, порядок начисления всех пенсий госслужащих определяется президентом республики). О гарантиях неприкосновенности в принятом законе ничего не сказано.
Именно отсутствие гарантий неприкосновенности в законе, как утверждают в курултае в неофициальных разговорах, может объяснять задержку Рахимова с официальным объявлением об отставке.
За все время экстренного заседания Рахимов в зале так и не появился. В четверг днем Рахимов, по словам собеседника «Газеты.Ru» в администрации президента Башкирии, вылетает в Сочи на встречу с премьер-министром России Владимиром Путиным. Сам Путин днем будет в Волгограде, в резиденцию в Сочи прибудет вечером. Пресс-секретарь башкирского президента Айрат Мурзагалеев сказал «Газете.Ru», что у него нет информации о намерениях президента.
Ожидается, что о досрочном сложении полномочий Рахимов может все же объявить сегодня вечером, после переговоров с Путиным. В какой форме и где это будет сделано, пока неясно. Собрание президиума правительства вечером также не планируется, добавил Мурзагалеев. «Все прошло, все разъехались. Все идет по рабочему плану», — объяснил он.