Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ не видит нарушения закона о конкуренции в возможном приобретении Минобороны французских вертолетоносцев класса «Мистраль», сообщил «Интерфаксу» представитель ФАС. С просьбой проверить на соответствие закону о конкуренции обстоятельств будущей закупки «Мистралей» в ФАС обратилось руководство калининградского завода «Янтарь» и петербургских «Адмиралтейских верфей» (входят в ОАО «Объединенная судостроительная корпорация, ОСК). «Дочки» ОСК ссылаются на то, что отечественные судостроители были отстранены от участия в конкурсе на поставку для нужд обороноспособности страны, а условия конкурса так и не были обнародованы.
ФАС не может вмешаться, так как это не ее компетенция, сказал чиновник антимонопольного ведомства: «Речь идет о чистом госзаказе. Это компетенция Рособоронзаказа и Минобороны. Мы вынуждены передать дело в Рособоронзаказ». Даже если бы речь о госзаказе не шла, оснований для возбуждения дела ФАС не находит, так как конкурс на покупку вертолетоносцев еще не проводился. «Если бы это был частный контракт и Минобороны закупало (хотя это почти невозможно применительно к органу власти) не в рамках госзаказа, то возможно, мы бы смогли применить закон о конкуренции. Да и то, если бы такой конкурс состоялся. Но насчет самого намерения очень трудно что-то предъявить», — пояснил собеседник «Интерфакса».
В своем обращении «Янтарь» отмечал, что условия конкурса на покупку вертолетоносца зарубежного производства не были обнародованы. Руководство «Янтаря» считает, что российские заводы располагают достаточными производственными мощностями, чтобы строить аналогичные суда: «Таким опытом располагает ОАО «Невское ПКБ», «Янтарь», возможности есть у «Адмиралтейских верфей», «Балтийского завода» (РТС: BALZ), «Севмаша». «Технические решения, реализованные при проектировании «Мистраля», не соответствуют требованиям системы государственных и отраслевых стандартов РФ по созданию вооружений, военной и специальной техники», — говорится в письме. Руководство «Янтаря» считает, что привлечение французского исполнителя к участию в конкурсе по закупке нарушает статью 6 закона «О гособоронзаказе», а отстранение российских предприятий от участия в конкурсе на поставку для нужд обороноспособности страны вертолетоносцев типа «Мистраль» содержит признаки нарушения статьи 15 закона «О защите конкуренции».
В ОСК действия Минобороны называют «туманными» и полностью поддерживают обращение своих «дочек». «Представители ведомства периодически заявляют о покупке «Мистралей» как о деле решенном, однако, как будет происходить покупка, неясно. И каждый раз подобные заявления наносят удар по самолюбию отечественных судостроителей, которые умеют делать такие корабли», — заявлял «Интерфаксу» источник в ОСК. Между тем с аналогичным письмом к ФАС обратилось руководство другой структуры корпорации — ОАО «Адмиралтейские верфи», и готовит такое письмо еще одно судостроительное предприятие. Таким образом ОСК пытается, в частности, добиться от Минобороны разъяснений, каким образом будут приобретаться корабли, в каком количестве и на каком законном основании.
Российская и французская стороны продолжают переговоры по условиям покупки вертолетоносцев «Мистраль», сообщал в конце июня первый заместитель министра обороны РФ Владимир Поповкин. Стороны пока не договорились по вопросу, сколько кораблей и где строить — на французских или российских верфях. «Кроме того, обсуждается вопрос, как дорабатывать корабль под наши требования», — сказал Поповкин. Он пояснил, что Минобороны РФ сформулировало специальные требования к кораблям, которые планируется приобрести для российского ВМФ во Франции. Между тем представитель «Рособоронэкспорта» в июле сообщал, что в гособоронзаказе пока не прописана закупка «Мистралей».
«Мистраль» имеет стандартное водоизмещение 16,5 тыс. тонн, полное 21,3 тыс. тонн, при заполненном доке 32,3 тыс. тонн. Длина 199 метров, ширина 32 метра, осадка 6,2 метра. Скорость полного хода 18,8 узла, дальность плавания до 19,8 тыс. миль. Комиссию по вопросу закупки «Мистралей» возглавляет вице-премьер Игорь Сечин. И. Сечин — председатель совета директоров ОСК, в которую входит калининградский «Янтарь» и «Адмиралтейские верфи».