Возвращение
Во второй половине дня в пятницу Россия и США завершили операцию по обмену россиянами, обвиненными в шпионаже в обеих странах. 10 человек, высланных из США, приземлились в московском аэропорту Домодедово в 17.50, сообщил «Интерфакс». Самолет МЧС привез их из Вены, куда они были доставлены из США. Несколькими минутами раньше появилось сообщение ВВС о том, что четверо россиян, осужденных в России за шпионаж, прибыли в графство Оксфордшир в Центральной Англии. Этот самолет приземлился на базе британских ВВС Брайз-Нортон.
Обмен шпионами был произведен в пятницу днем в венском аэропорту Швехат. ВВС сообщила, что на взлетном поле рядом друг с другом стояли российский Як-42 и американский Boeing 767-200 авиакомпании Vision Airlines, зарегистрированной в Лас-Вегасе.
Российский самолет прилетел в Вену чуть позже американского. Два самолета стояли вплотную друг к другу, между ними был специальный закрытый проход, сообщает Reuters. Поэтому произошедшего обмена шпионами никто увидеть не смог. Около 15 часов дня московского времени оба самолета улетели из Вены, сообщает Reuters со ссылкой на очевидца. Австрийские власти комментировать происшедшее не стали.
После приземления в аэропорту российских разведчиков специальным кортежем из трех машин доставили в штаб-квартиру СВР. Самолет, прибывший в Великобританию, пробыл на базе британских ВВС около часа и вылетел, предположительно, в США. В Британии, по данным ВВС, он оставил двоих из четверых россиян. Их имена не известны.
По имеющейся информации, в Россию были доставлены Владимир и Лидия Гурьевы, Михаил Куцик и Наталия Переверзева, Андрей Безруков и Елена Вавилова, Михаил Васенков и Вики Пелаэс, Анна Чепмен и Михаил Семенко. В четверг вечером все они признались в суде, что действовали в интересах российского правительства, и были приговорены к депортации из США. Из России были вывезены Александр Запорожский, Геннадий Василенко, Сергей Скрипаль и Игорь Сутягин. Все они, за исключением Василенко, отбывали значительные сроки по обвинению в госизмене. Василенко был обвинен в хранении оружия, его трехлетний срок заключения уже подходил к концу. Все, кроме Сутягина, в разное время работали в разведке. Сутягин — бывший научный сотрудник Института США и Канады, правозащитники считают его политическим заключенным.
Минувшей ночью президент Дмитрий Медведев подписал указы о помиловании Запорожского, Василенко, Скрипаля и Сутягина. Кроме них были помилованы еще 16 человек, но они в обмене не участвовали.
Конституция против обмена
Обмен произведен «в соответствии с национальным законодательством России и США», утверждает МИД. Однако нормы, позволяющей российским властям «передавать» своих граждан другим странам, в российском законодательстве нет.
Вместо этого в Конституции РФ содержится прямой запрет на выдачу российского гражданина другим странам (ст. 61 Конституции РФ).
Гражданства России, по крайней мере, Сутягин не лишился. По словам адвоката ученого Анны Ставицкой, перед отлетом из Москвы ему был выдан российский загранпаспорт, для которого его сфотографировали в СИЗО «Лефортово». Лишить российского гражданина гражданства по закону невозможно. В случае если бы Сутягин отказался от российского гражданства, указ должен был подписать президент России, отметила собеседница «Газеты.Ru». Таких сообщений не было. Вопрос о гражданстве был одним из первых, заданных Сутягиным в процессе переговоров об участии в обмене, рассказала адвокат. Ученому сказали, что гражданство у него останется, сказала Ставицкая.
Как была оформлена передача россиян американским спецслужбам, неизвестно. В СВР дать пояснения отказались, порекомендовав обратиться в МИД, который, по словам представителя ведомства, «все организовывал». В пресс-службе МИДа заверили, что не имеют информации на этот счет, и порекомендовали обратиться в СВР. Ставицкая в пятницу пыталась получить объяснения о документальной стороне высылки Сутягина в СИЗО «Лефортово», но ей сообщили, что начальника изолятора на месте нет. Адвокат направила официальный запрос, в котором попросила указать правовые основания для перевода Сутягина из архангельской колонии в московский СИЗО, а также его убытия из «Лефортово». По закону на ответ у СИЗО есть месяц.
Ответственный секретарь Общества защиты ученых Эрнст Черный убежден, что «российские власти превысили свои полномочия, фактически выслав россиян со своей территории по своему произволу».
Четверо осужденных россиян были помилованы президентом, и, значит, их должны были отпустить на свободу, вместо этого их продолжали держать в СИЗО, а затем уже свободных людей посадили в самолет и вывезли в другое государство, пояснил правозащитник. «Никаких правовых оснований для этого в российском законодательстве нет», — заявил Черный.
Процедура передачи россиян США обязательно должна быть оформлена, убежден депутат Госдумы Александр Хинштейн. Двусторонний или понятийный договор об обмене могли подписать официальные представители СВР в США и ЦРУ в России, а с Сутягина и других осужденных могли взять расписку в том, что они не возражают против участия в обмене, считает собеседник «Газеты.Ru».
Такая мера может обезопасить российскую сторону от возможных исков со стороны переданных граждан.
Ставицкая считает, что Сутягин сможет вернуться в Россию. «Не думаю, что это может соответствовать каким-то международным конвенциям, если ему не дадут въехать», — сказала адвокат. В беседе с «Интерфаксом» Ставицкая предположила, что Сутягин захочет вернуться в Россию, где у него остались родственники.
«Вся эта история — абракадабра с точки зрения элементарных правил разведки и обмена шпионов. Россиян никогда еще не меняли на россиян. Этот обмен явно был импровизированным», — считает бывший высокопоставленный сотрудник СВР.
В беседе с «Газетой.Ru» он отверг предположения о неких особенных договоренностях между Сутягиным и российскими спецслужбами. «Все истории про какие-то особенные договоренности и коварство российских чекистов — миф. Максимум, о чем его могли просить, это не возвращаться в Россию в ближайшее время и надолго здесь не задерживаться, чтобы он не обрел ореол великомученика и не стал катализатором неприятностей для властей.
Того же Буковского автоматически лишили советского гражданства, но в современном российском законодательстве такой нормы нет, поэтому формально Сутягин имеет полное право вернуться и жить в России. Правда, я сомневаюсь, что ему это захочется делать. Перевезет в Лондон родственников, если ему хватит денег, и все.
Если он захочет вернуться, то ничего поделать в России не смогут: попробуют не пускать под разными предлогами, будет скандал. Скорее всего, ему просто сказали: «Вы отдохните, подумайте, а когда соберетесь — предупредите», — считает бывший разведчик.
Следить за отданными США людьми СВР, скорее всего, не будет, считает источник. «Налаживать оперативную работу, планировать новую операцию накладно. Можно, конечно, следить силами резидентуры, но я не припомню такой практики. Спецслужбам, как правило, нужно было только одно — избавиться и забыть. Пусть пишут разоблачающие книги, делают громкие заявления, никто не станет запрещать или угрожать. Главное, что отделались, приказ начальства выполнили», — считает собеседник «Газеты.Ru».