Официальный Тегеран согласился на «ядерную сделку», которую ему многие месяцы предлагало Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). В понедельник было заключено соглашение между Ираном с одной стороны и Бразилией и Турцией, выступившими посредниками, с другой. Для переговоров с президентом Ирана в Тегеран накануне прибыл бразильский президент Луис Инасиу Лула да Силва.
По итогам 18-часовых переговоров Лулы да Силвы с Ахмадинеджадом, в ходе которых к ним присоединился турецкий премьер Тайип Реджеп Эрдоган, Тегеран согласился остановить центрифуги своих ядерных объектов и отправить уран на дообогащение в Турцию.
Соглашение было запротоколировано на бумаге: в присутствии бразильского и иранского президентов и турецкого премьера его подписали министры иностранных дел трех государств.
«После того как окончательное соглашение между Ираном и венской группой (Россией, США и Францией) будет подписано, наше топливо будет отправлено в Турцию под присмотром Ирана и МАГАТЭ», — заявил журналистам официальный представитель иранского МИДа Рамин Мехманпараст.
«Мы отправим 1,2 тонны урана, дообогащенного до уровня в 3,5%, в Турцию в обмен на 120 кг 20-процентного урана», предоставленного «шестеркой» (5 членами Совбеза ООН и Германией), пояснил он. Как сообщает турецкий телеканал CNN Turk со ссылкой на свои источники, первая партия иранского урана может оказаться на турецкой территории уже через месяц.
Иран считает себя выполнившими все обязательства перед международным сообществом. Турецкий президент также утверждает, что теперь вопрос о санкциях в отношении Исламской Республики должен быть снят.
Ахмадинеджад, как передает иранское гостелерадио, обратился к западным странам, обсуждающим сейчас новый пакет санкций в отношении теократического режима.
«После подписания соглашения об обмене ядерным топливом пришло время начать с Ираном переговоры, базирующиеся на честности, справедливости и взаимоуважении», — цитирует Reuters Ахмадинеджада.
Глава турецкого МИДа Ахмет Давутоглу поддержал светского лидера Ирана: «Сделка по обмену, подписанная сегодня, показывает, что Тегеран хочет открыть конструктивный путь. Больше нет оснований для новых санкций и давления».
Однако уже после восторженных речей глава Иранского атомного агентства Али Акбар Салехи огорошил всех, сказав, что Иран продолжит обогащение 20-процентного урана. «Нет никакой связи между сделкой с Турцией и нашей деятельность по обогащению. Мы продолжим работу по 20-процентному обогащению», — сказал Салехи Reuters.
Тем не менее, по словам Триты Парси, главы вашингтонского Национального иранского американского совета, соглашение, достигнутое в Тегеране, следует признать «прорывным». Оно заполнило собой «вакуум доверия», возникший в отношениях Ирана с Западом, цитирует Reuters эксперта.
Часть экспертов, напротив, к сделке относится настороженно, поскольку из нее фактически были исключены западные страны, более ответственно относящиеся к режиму нераспространения. Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в беседе с «Газетой.Ru» заметил, что «в лучшем случае этой сделкой Иран воспользуется лишь для того, чтобы тянуть время». В худшем он использует ее как прикрытие и будет и дальше дообогащать уран, не исключено, что и до оружейного уровня.
По словам российского президента Дмитрия Медведева, встречавшегося с да Силвой до его отлета в Тегеран в Кремле, предложенные иранцам условия — «последний шанс» избежать дальнейшей конфронтации.
Медведев невысоко оценил вероятность положительного исхода переговоров бразильского президента в Иране. «С учетом того что мой друг президент Лула — оптимист, я тоже буду оптимистом и даю 30%», — заметил он. Предыдущий раунд переговоров, в котором посредником выступала Россия, действительно провалился.
«Ядерная сделка» предлагалась Ирану с октября прошлого года. Обмен, который позволил бы Тегерану получить необходимое ему топливо для старого исследовательского реактора в столице без развития собственных технологий дообогащения урана, горячо поддержали на Западе. Выполнить обмен обязались три государства, Россия, США и Франция, создавшие так называемую «венскую группу».
Планировалось, что Иран отправит свое ядерное сырьё в Россию, которая в свою очередь переправит его для обогащения во Францию. Однако тогда сделка сорвалась из-за иранских обвинений в адрес Запада в двурушничестве. Зайти по второму разу попытались уже непостоянные члены Совбеза, Бразилия и Турция.
Письмо, детализирующее условия сделки, в течение недели будет передано в штаб-квартиру МАГАТЭ в Вене. Однако многие аспекты остаются неясными. У Турции нет собственных технологий по обогащению урана, поэтому, что будет происходить с переданным Анкаре низкообогащенным ураном, неясно. По словам министра иностранных дел Ирана Манучехра Моттаки, Турция будет обязана возвратить в Тегеран весь низкообогащенный уран «немедленно и безо всяких условий», если Иран не получит топлива для реактора.
Нет ответа на вопрос, кто конкретно будет поставлять Ирану необходимый ему уран. Лишь несколько государств обладают технологиями создания топливных плит, подходящих для тегеранского исследовательского реактора, построенного американцами еще до падения шахского режима в 1979 году. Среди них Франция и Аргентина.