Сотрудничество России и Сирии в атомной энергетике может получить «второе дыхание», сказал на переговорах в Дамаске российский президент Дмитрий Медведев. Его сирийский коллега Башар Асад конкретизировал: «Мы говорили о строительстве обычных или атомных электростанций».
Министр энергетики Сергей Шматко в интервью Reuters сказал, что Россия «изучает» вопрос о строительстве АЭС в Сирии.
Советник Шматко по связям с общественностью Ирина Есипова подтвердила «Газете.Ru», что предварительные переговоры о возможном строительстве АЭС уже состоялись. По ее словам, в апреле Шматко общался на эту тему с коллегой из Сирии.
«Сирия проявила заинтересованность в атомной сфере, в том числе по строительству АЭС. Мы сказали, что готовы рассматривать такие варианты сотрудничества, так как у нас колоссальный опыт сооружения АЭС за рубежом. Пока это только соглашение о намерениях, и конкретно говорить рано, но если намерения подкреплены президентским словом, то сотрудничество будет развиваться», — сказала Есипова.
Она напомнила, что строительство АЭС «Аккую» в Турцию, которое было согласовано с Анкарой накануне визита Медведева 11 мая, «начиналось тоже с намерений». По словам Есиповой, подготовительный период займет несколько лет.
Препятствием на пути строительства АЭС могут стать подозрения МАГАТЭ, что Сирия разрабатывает ядерное оружие.
Подозревать Сирию начали в 2007 году, когда Израиль разбомбил объект Дайр-Альзур (или Аль-Кибар) на территории Сирии. В МАГАТЭ появилась информация, что объект являлся ядерным реактором. В июне 2008 года инспекторы МАГАТЭ посетили Дайр-Альзур и обнаружили во взятых на месте пробах частицы урана. Сирия все отрицала, но больше МАГАТЭ к себе не пустила. США и ряд европейских стран призвали Дамаск к сотрудничеству с МАГАТЭ.
Есипова признает, что перед началом сооружения АЭС должны пройти колоссальные исследовательские работы не только по выбору площадки но и по согласованию нормативной и правовой базы.
«АЭС построить — это не музей соорудить. Должны быть урегулированы все правовые отношения с МАГАТЭ, должен быть закон об атомной энергетике в стране и т. д.», — сказала советник министра Шматко.
Сирия еще в марте на ядерной конференции в Париже заявила, что хочет развивать мирную атомную энергетику, чтобы удовлетворить растущие потребности населения. Замминистра иностранных дел страны Фейзала Мекдад заявил, что «Сирия применяет мирный атом во многих секторах, в таких как наука и медицина, но нам нужно большее, в том числе международное сотрудничество в этом секторе».
Директор Института Ближнего Востока Евгений Сатановский полагает, что «лучше в Сирии Россия будет строить АЭС, чем иранцы построят там нелегальные военные объекты». По его мнению, ситуацию на Ближнем Востоке новая инициатива РФ не испортит. «Не надо сравнивать Сирию и Иран. Она, может, и хочет вести себя как Иран, но не может. В Сирии построили странный объект, израильская авиация разнесла его вдребезги, а сирийцы даже не особенно жаловались. До строительства АЭС еще далеко, авось к этому времени и Сирия с Израилем помирятся», — сказал «Газете.Ru» Сатановский.
Медведев и Асад в ходе переговоров выразили стремление к денуклеаризации Ближнего Востока, так как, по словам Медведева, иной сценарий чреват катастрофой. «Инициатива о безъядерном Ближнем Востоке абсолютно не подлежит реализации, особенно в преддверии разрушения Ираном принципов Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и возможной ядерной войны в перспективе», — считает Сатановский.